База учебников, документов и методических разработок

Воспользуйтесь поиском и введите свой вопрос в форме ниже!

Этика и эстетика

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Этика и эстетика» создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине.
УМКД включает теоретический блок, перечень семинарских занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, вопросы для дискуссии, семинарских занятий, круглого стола, перечень точек рубежного контроля, задания для социологического исследования.
Приступая к изучению новой учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего перечня рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.
По каждой теме в УМК перечислены основные понятия и термины, вопросы, необходимые для изучения (план изучения темы), а также краткая информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии.
Основные понятия курса приведены в глоссарии.


Русский
«]
СОДЕРЖАНИЕ

Наименование разделов
1. Введение
2. Образовательный маршрут
3. Содержание дисциплины
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
5 Глоссарий
6. Информационное обеспечение дисциплины

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Этика и эстетика» создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине.
УМКД включает теоретический блок, перечень семинарских занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, вопросы для дискуссии, семинарских занятий, круглого стола, перечень точек рубежного контроля, задания для социологического исследования.
Приступая к изучению новой учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего перечня рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.
По каждой теме в УМК перечислены основные понятия и термины, вопросы, необходимые для изучения (план изучения темы), а также краткая информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии.
Основные понятия курса приведены в глоссарии.
Для получения зачёта по дисциплине «Этика и эстетика» необходимо наличие положительных оценок по всем точкам рубежного контроля. В случае Вашего отсутствия на уроке по уважительной или неуважительной причине Вам потребуется найти время и выполнить пропущенную работу.
В процессе изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая дискуссии, семинарские занятия, круглый стол, презентации, сочинение-эссе, социологическое исследование.
Содержание рубежного контроля (точек рубежного контроля) составлено на основе вопросов самоконтроля, приведённых по каждой теме.
По итогам изучения дисциплины проводится дифференцированный зачёт.
Зачет выставляется на основании оценок за точки рубежного контроля.

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:
знать:
содержание основных этических категорий;
требования норм общечеловеческой и профессиональной этики;
динамику развития мировой и отечественной этической мысли;
актуальные проблемы этики XXI века;
уметь:
анализировать общественные явления с позиции добра и зла;
различать общечеловеческие, национальные, корпоративные этические
ценности;
оценивать деятельность специалиста с позиции профессиональной этики;
иметь представление:
о закономерностях и тенденциях развития морали;
о механизме взаимодействия моральных и правовых норм;
об особенностях функционирования моральных норм в национальных
формированиях и общностях.

В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.
Внимание! Если в ходе изучения дисциплины у Вас возникают трудности, то Вы всегда можете прийти на дополнительные занятия к преподавателю, которые проводятся согласно графику. Время проведения консультаций Вы сможете узнать у преподавателя, а также познакомившись с графиком их проведения, размещённом на двери кабинета преподавателя.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Вид учебной работы Объем часов
отрасль СЭЗиС ХКМиУ
Максимальная учебная нагрузка (всего) 72 52
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 48 48
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа

Самостоятельная работа обучающегося (всего) 24 4

Желаем Вам удачи!

Методические рекомендации к изучению курса

Этика изучается на лекционных и семинарских занятиях. На лекциях студенты акцентируют внимание на более актуальных этических проблемах и отражают их в конспектах. Лекционный материал дорабатывается студентами самостоятельно. Для этих целей необходимо пользоваться следующими учебниками и учебными пособиями:
• Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М., 2003;
• «Этика» / Учеб. пособие под ред. Т.В. Мишаткиной и Я.С. Яскевича. – М., 2004;
• «Этика»: Хрестоматия. / Авт-сост. И.Л. Зеленова. – М., 2004.
При подготовке к семинарским занятиям студенты готовят письменные ответы на вопросы семинара на основе изучения соответствующих разделов и глав рекомендованной литературы, с целью более глубокой проработки актуальных этических проблем. Подготовленные студенты готовят реферативные сообщения на основе изучения монографий, научных статей, материалов научных конференций.
Записи в конспектах делаются своими словами с приведением цитат из рекомендованной литературы и ссылками на них. Целесообразным элементом изучения литературы является составление логических схем этических проблем, которые служат наглядным дополнением к письменной и устной формам изложения учебного материала на семинарских занятиях.
Базовым учебником для подготовки к семинарским занятиям и зачету является:
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М., 2003

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Предмет этики
Этика как наука. Происхождение этики. Лексический смысл понятий «этика», «мораль», «нравственность». Мораль как предмет этики. Три типа теории происхождения морали:
а) идеалистические, креационистические концепции морали;
б) натуралистические (гуманистические) концепции;
в) социально-исторические концепции.
Понятие гуманистической и авторитарной этики. Структура этики: история этики и морали, теория морали, нормативная этика, прикладная этика. Специфика видов прикладной этики (экологической, общегражданской, ситуативной, делового общения, профессиональной). Юридическая этика как разновидность профессиональной этики.
Структура этического знания: моральное сознание, моральные взаимоотношения, моральное поведение. Функции этики: информационная, нормативная, регулятивная, коммуникативная, социализации, ценностно-ориентационная, гуманистическая.
Тема 2. История этических учений
Этические учения Древнего Востока. Содержание этического учения и моральных норм Месопотамии. Ортодоксальные и неортодоксальные этические системы Древней Индии (на примерах Брахманизма и Буддизма). Этико-философские учения Древнего Китая: Конфуцианство, Даосизм, Легизм.
Общая характеристика Европейской этики, ее религиозно-мифологического и научно-философского направлений.
Этика Античности. Этический релятивизм софистов Протагора и Горгия. Этический рационализм Сократа.
Этика гражданственности Платона. Эвдемонистическая этика Аристотеля. Идеалы аскетизма и радикального гедонизма в этике школы Сократа. Этика стоицизма (Сенека, Марк Аврелий).
Этическое содержание эпохи Средневековья и Возрождения. Патристика как основа христианской этики Средневековья (Августин, Иоанн Златоуст, Фома Аквинский).
Гражданская, гуманистическая этика эпохи Возрождения (Н. Макиавелли, Т. Мор, Э. Роттердамский, М. Монтень).
Этическая мысль Нового времени. Рационалистическая этика Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы. Этическая концепция «естественного права» и «общественного договора» Локка и Гоббса. Этическая теория разумного эгоизма К. Гельвеция и П. Гольбаха как представителей Французского Просвещения.
Этические идеи в немецкой классической философии. Понятия «категорический императив» и «гипотетический императив» в этике И. Канта. Моральная воля в этике Гегеля. Новая религия любви как основа этики Л. Фейербаха.
Русская этическая мысль Нового времени: этические воззрения Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.А. Бердяева.
Научно-рационалистические (прагматизм, позитивизм) и иррационалистические (экзистенциализм, персонализм) направления в этике Новейшего времени.
Тема 3. Моральные ценности человека в основных категориях этики
Понятие моральных ценностей, иерархия моральных ценностей:
• по степени распространенности: общечеловеческие, групповые, индивидуальные;
• по способу взаимосвязи друг с другом: альтернативные и комплиментарные;
• по месту в иерархии ценностей – высшие и простые моральные ценности.
Человек как высшая ценность гуманистической этики.
Моральное долженствование ценностных ориентаций личности в авторитарной этике.
Ценности свободного выбора в гуманистической этике.
Главные нравственные ценности личности – доброта, мудрость, твердость духа.
Тема 4. Основные категории этики
Понятие добра и зла, их характеристика всеобщего и универсального характера, конкретности и непосредственности, субъективности, относительности, единства и единоборства. Свобода и необходимость. Свобода выбора и выбор свободы.
Моральная ответственность личности.
Страдание и сострадание. Всеобщий характер страдания. «Патософия» – мудрость о страдании. Проявление сострадания в сопереживании, милосердии, благотворительности, меценатстве, в умении прощать, толерантности (терпимостиWAea6yLTQ).
Долг и совесть. Долг как императив моральной ответственности. Совесть как вторая сторона долга. Соотношение долга и совести. Совесть как страж нравственности.
Долг и совесть юриста.
Честь и достоинство. Понятие чести и достоинства и их эволюция.
Комплиментарность (т.е. взаимодополнение) чести и достоинства. Честь и достоинство в профессии юриста.
Смысл жизни и счастье. Основные концепции смысла жизни. Смысл, осмысленность и цель жизни.
Счастье как этическая категория. Особенности счастья и его законы.
Любовь как высшая ценность. Нравственный смысл любви. Любовь в христианской этике. Любовь как ответ на проблему человеческого существования. Разновидности любви.
Влияние эгоцентризма и альтруизма на формирование любви.
Отражение основных категорий этики в Российском законодательстве.
Тема 5. Экологическая этика
Человек и природа. Эволюция этических отношений человека к природе.
Нравственные основы «традиции управления» природой. Нравственные основы «традиции сотрудничества» с природой.
Этические проблемы современного перехода от антропоцентризма к биоцентризму.
Сущность «нравственно-понимающего» отношения к природе. Проблема экологизации морали. Любовь к природе: развитие, проявление, результат. Свобода личности и морально-экологическая ответственность права. Отражение этических проблем в экологическом праве.
Тема 6. Биомедицинская этика и ее взаимосвязь с юридической этикой
Право человека на жизнь и право человека на смерть. Этическая проблема критерия смерти. Этические проблемы смертной казни. Нравственные проблемы эвтаназии в биомедицинской этике в законодательной базе.
Биоэтика и современные биотехнологии. Этические и правовые проблемы генной инженерии и клонирования. Этические аспекты воспроизводства человеческого потомства. Этические и правовые проблемы трансплантологии.
Этические и правовые проблемы современной психиатрии.
Тема 7. Проблемы современной прикладной этики и их учет в профессиональной деятельности юриста
Этика семейных отношений. Правовое разрешение семейных конфликтов. Этические проблемы любви, секса и эротики. Этические проблемы сексуальной революции и их связь с правовой базой.
Этические проблемы виртуальной реальности. Всеобщая компьютеризация и интеллектуальная наркомания. Этические проблемы интернет-зависимости.
Моральные проблемы молодежной субкультуры и их учет в профессиональной деятельности юриста.
Проблемы конфликта «моральных ценностей» националистических молодежных объединений с Российским законодательством.
Тема 8. Этика и культура общения в профессиональной деятельности юриста
Сущность общения. Культура общения с сотрудниками, потерпевшими и правонарушителями. Культура диалога в системе начальник-подчиненный.
Этические ценности межличностного общения и ролевые функции общения.
Элементы культуры общения юриста: уважительное отношение к партнеру, ясность целей общения, соблюдение принципа толерантности.
Антикультура общения и ее проявление в нравственной регрессии, анахронизме, камуфляже, глухоте, примитивизме, нетерпимости.
Морально-психологические барьеры в общении: барьер страдания, горя потерпевшего, барьеры гнева, страха, стыда, вины, установки правонарушителя;
барьеры презрения, отвращения, брезгливости, настроения юриста.
Принцип ненасилия в профессиональном общении юриста.
Тема 9. Общие принципы и правила этикетной культуры юриста
Понятие, структура и содержание этикета. Вежливость, тактичность, скромность, чуткость – базовая основа этикетного поведения юриста. Этикетные правила поведения в конкретных ситуациях. Этикет приветствий, этикет поведения с начальником, с подчиненными, с женщинами.
Культура внешнего вида юриста. Речевой этикет юриста. Юридические
профессиональные термины в речевом этикете. Этикет ведения беседы. Этикет официальных и неофициальных мероприятий.
Влияние этикетного поведения на нравственную культуру личности.
Тема 10. Моральный облик юриста
Специфика профессиональной деятельности юриста как основа профессиональной морали. Этические признаки профессиональной деятельности юриста: правовая компетентность, привычка соблюдения моральных и правовых норм, активность в реализации норм права, личный пример законопослушного гражданина.
Профессиональная честь юриста. Деятельность юриста по созданию в коллективе здорового морально-психологического климата, нравственные аспекты правоохранительной деятельности.
Нравственные аспекты служебных отношений юриста.
Пути и средства формирования высокого морального облика юридического работника.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ
Т. 2/5. Развитие мировой и отечественной этической мысли
Зарождение и развитие этики в древних цивилизациях.
Динамика развития европейской этики от Средневековья до новейшего времени.
Содержание и основные направления развития отечественной этической мысли.
Т. 4/5. Категории этики, их генезис и специфика
Добро и зло как систематизирующие категории этики.
Общая характеристика этических категорий: долга и совести, свободы и
необходимости, чести и достоинства, смысла жизни и счастья.
Справедливость и особенности ее проявления в профессиональной деятельности юриста.
Категория любви как высшей этической ценности.
Т. 5/2. Семинар. Эволюция этических отношений человека и природы
Нравственные основы традиции управления природой.
Этическое осмысление современных глобальных экологических проблем.
Этико-правовое обеспечение сотрудничества человека и природы.
Т. 7/3. Актуальные проблемы прикладной этики
Нравственные проблемы жизни и смерти, генной инженерии, клонирования, трансплантологии.
Этика семейных отношений. Правовое разрешение нравственных семейных конфликтов.
Этические проблемы молодежной субкультуры.
Т. 10/5. Нравственная культура юриста
Структура и содержание нравственной культуры юриста.
Этикетная культура юриста.
Пути и средства повышения профессиональной этики юриста.
Методические рекомендации по подготовке к семинарам (практическим
занятиям)
При подготовке к семинарским занятиям студенты изучают содержание лекционного материала, адаптируя его к вопросам, выносимым на обсуждение.
Основная подготовка к семинару осуществляется преимущественно по рекомендованной литературе: учебники, учебные пособия, монографии, статьи. В зависимости от методики проведения семинара, которую заранее определяет преподаватель, студенты готовят доклады, реферативные сообщения, проблемные вопросы для углубленного изучения.
По всем вопросам семинара студент осуществляет письменную подготовку. Таким образом, чтобы в итоге получились тезисы для устного выступления на семинаре.
По итогам семинара каждому студенту выставляется текущая оценка, которая складывается из двух составляющих:
А) письменной подготовки;
Б) устного выступления.
Текущие оценки, полученные на семинаре, а также степень активности студента на этом виде занятия, учитывается на зачете.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ
1. Предмет, структура и задачи этики.
2. Соотношение и содержание терминов «этика», «мораль», «нравственность».
3. Этические системы Древней Индии.
4. Этико-философские учения Древнего Китая.
5. Этический релятивизм Протагора и Горгия.
6. Этический рационализм Сократа.
7. Этика гражданственности Платона.
8. Общая характеристика этического учения Аристотеля.
9. Содержание Патристики как этики Средневековья.
10. Гуманистическая этика эпохи Возрождения.
11. Этическая концепция «естественного права» и «общественного договора» Локка и Гоббса.
12. Общая характеристика этики Канта. Сущность «категорического императива».
13. Моральная воля в этике Гегеля.
14. Этические взгляды В.С. Соловьева.
15. Этические идеи в творчестве Ф.М. Достоевского.
16. Этика непротивления злу насилием Л.Н. Толстого.
17. Общая характеристика моральных ценностей.
18. Добро и зло как системообразующие категории этики.
19. Общая характеристика этических категорий долга и совести и их проявление в профессиональной деятельности юриста.
20. Категории чести и достоинства в профессии (по выбору)
21. Смысл жизни и счастье как этические категории.
22. Любовь как высшая нравственная ценность.
23. Проблемы экологической этики и их учет в профессиональной деятельности юриста.
24. Этические проблемы смертной казни.
25. Этические проблемы эвтаназии.
26. Этические проблемы генной инженерии.
27. Этика профессиональной деятельности юриста.
28. Общая характеристика морально-психологических барьеров в
профессиональном общении юриста.
29. Этика семейных отношений. Этические и правовые проблемы разрешения семейных конфликтов.
30. Этические проблемы сексуальной революции.
31. Этические проблемы молодежной субкультуры.
32. Общая характеристика этикетной культуры юриста.
33. Моральный облик юриста. Пути и средства нравственного
самосовершенствования юридического работника.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
1. Егоров П.А. Основы этики и эстетики: учебное пособие для СПО/ П.А.Егоров,В.Н.Руднев. – М.: Кнорус,2010
2. Золкин А.Л. Эстетика: электронный учебник. – М.: Юнити-Дана,2011
3. Персикова Т.Н. Корпоративная культура: учебник. Издательство: Логос, 2011 г.
4. Мирошниченко А.А.Этика деловых отношений: учеб.пособие– М.:МИЭМП, 2011г.
5. Гуревич П.С. Этика: учебник Издательство: Юнити-Дана, 2011 г.
6. Губин В.Д. Основы этики. – М., 2010гг.
7. Канке В.А. Современная этика. – М., 2009.
8. Петрунин В.К., Борисов Ю.Ю. Этика бизнеса. – М., 2009 г.
9. Подольская Е.А. Этика: Кредитно-модульный курс. – М., 2010г.

Ответить

Ваш email нигде не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>