База учебников, документов и методических разработок

Воспользуйтесь поиском и введите свой вопрос в форме ниже!

ПМ-01

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Учебно-методический комплекс по профессиональному модулю ПМ 01 Управление земельно-имущественным комплексом (далее УМКД) создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине Математика. УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, а также вопросы и задания по итоговой аттестации (при наличии экзамена).
Приступая к изучению нового профессионального модуля, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.
По каждой теме в УМК перечислены основные понятия и термины, вопросы, необходимые для изучения (план изучения темы), а также краткая информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии.
После изучения теоретического блока приведен перечень практических работ, выполнение которых обязательно. Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения допуска к экзамену, поэтому, в случае отсутствия на уроке по уважительной или неуважительной причине, Вам потребуется найти время и выполнить пропущенную работу.

ПМ-01"
«]
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 226
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 150
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия 76
контрольные работы
курсовая работа

Самостоятельная работа обучающегося (всего) 76

Желаем Вам удачи!

Учебно-методические материалы лекционного курса

Тема 1.1. Основы правового, экономического и административного регулирования земельно-имущественных отношений

Лекция 1. Правовые аспекты местного самоуправления в городе.
(4 часа)

Цель лекции:
изучение основных принципов и правовых аспектов местного самоуправления.

Задачи лекции:
1. формирование у обучающихся понятия «местное самоуправление»
2. раскрытие основных принципов местного самоуправления.
3. ознакомление с правовыми аспектами местного самоуправления.

План лекции:
1. Понятие местного самоуправления.
2. Принципы местного самоуправления.
3. Структурные элементы основ местного самоуправления.
4. Правовая основа местного самоуправления.

Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение понятию «местное самоуправление».
2. Назовите источники муниципального права и охарактеризуйте их уровни.
3. Какие принципы местного самоуправления вы знаете?
4.Дайте характеристику структурным элементам основ местного самоуправления.
5. Раскройте сущность правовой основы местного самоуправления

Рекомендуемая литература:
1. Система государственного и муниципального управления: учеб. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 640 с.
2. Система муниципального управления в схемах: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2008. – 192 с.

Лекция 2. Субъекты управления территорией России и разделение обязанностей между ними
(4 часа)

Цель лекции:
изучение административно-территориального устройства и основных субъектов управления РФ.

Задачи лекции:
1. формирование понятия «государственная территория».
2. рассмотрение субъектов управления территорией России

План лекции:
1. Принципы устройства РФ.
2. Административно-территориальное устройство РФ.
3. Формы государственного устройства.
4 Субъекты Российской Федерации.

Вопросы для самопроверки:
1. На основе чего строятся все принципы устройства Российской Федерации? Почему?
2. Зачем необходим принцип единства системы государственной власти?
3. Что означает равноправие народов в Российской Федерации?
4. Какова структуру и содержание административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации?
5. Региональное развитие в Российской Федерации?

Рекомендуемая литература:
1. Электронный учебник. Сафронов К. Ю. Управление территориями и имуществом. Учебное пособие.
2. Система государственного и муниципального управления: учеб. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 640 с.
3. Система муниципального управления в схемах: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2008. – 192 с.

Тема 1.2. Планирование развития территорий формы и виды планирования

Лекция 3. Территориально пространственный подход к управлению обществом и хозяйством
(6 часов)

Цель лекции:
предоставление общих представлений о территориально пространственном подходе к управлению обществом и хозяйством.

Задачи лекции:
1. дать общую характеристику территориальной организации общества и хозяйства.
2. ознакомить студентов с территориально пространственным подходом к управлению обществом и хозяйством

План лекции:
1. Территориальная организация общества: содержание и функции понятия.
2. Соотношение понятий «размещение» и «территориальная организация».

Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение понятия «территориальная организация общества»?
2. Назовите основные территориально-структурные процессы?
3. Показатели оценки территориальной структуры?

Рекомендуемая литература:
1. Электронный учебник. Сафронов К. Ю. Управление территориями и имуществом. Учебное пособие.
2. Региональная экономика. Основной курс: Учебник / под ред. В.И. Видяпина, М.В.Степанова. – М.: ИНФРА – М, 2010. 686 с.

Тема 2.1. Градостроительная документация в системе управления городом

Лекция 4. Основные задачи управления территорией при подготовке документации по планировке территории
(4 часа)
Цель лекции:
изучение основных видов документации по планировке территории.

Задачи лекции:
1. формулирование основных задач управления территорией при подготовке документации по планировке территории.
2. формирование у обучающихся понятийного аппарата по документации по планировке территории.

План лекции:
1. Назначение и виды документации по планировке территории.
2. Подготовка и утверждение документации по планировке территории.

Вопросы для самопроверки:
1. В каких целях осуществляется подготовка документации по планировке территории?
2. Проект планировки территории?
3. Проекты межевания территорий?
4. Градостроительные планы земельных участков?

Рекомендуемая литература:
1. Иодо И.А. Градостроительство и территориальная планировка: учебное пособие/ Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 285
2. Градостроительное регулирование рационального использования территории: (монография)/ Д.Г. Донцов, Н.Г. Юшкова; Волгогр. гос. архит.-строит. ун-т. — Волгоград: ВолгГАСУ, 2007. — 184 с.
3. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ.

Лекция 5. Управление городской территорией, правила застройки и землепользования
(4 часа)

Цель лекции:
изучение правил застройки и землепользования, их структуры и основных понятий.

Задачи лекции:
1. формулирование основных целей разработки правил застройки и землепользования.
2. ознакомление с порядком утверждения и внесения изменений в правила застройки и землепользования.

План лекции:
1. Правила застройки и землепользования.
2. Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки.
3. Порядок утверждения правил землепользования и застройки.
4 Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки.

Вопросы для самопроверки:
1. Для чего разрабатываются правила застройки и землепользования?
2. Дайте понятие территориальной зоне?
3. Виды и состав территориальных зон?
4. Градостроительные регламенты?

Рекомендуемая литература:
1. Иодо И.А. Градостроительство и территориальная планировка: учебное пособие/ Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 285
2. Градостроительное регулирование рационального использования территории: (монография)/ Д.Г. Донцов, Н.Г. Юшкова; Волгогр. гос. архит.-строит. ун-т. — Волгоград: ВолгГАСУ, 2007. — 184 с.
3. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ.

Тема 2.2. Современные документы градостроительной деятельности

Лекция 6. Принцип преемственности. Различные виды градостроительной документации.
(6 часов)
Цель лекции:
изучение основных видов градостроительной документации.

Задачи лекции:
1. формулирование понятийного аппарата в области градостроительной документации.
2. изучение различных видов градостроительной документации.

План лекции:
1. Систематизация градостроительной документации.
2.Документация управления градостроительной деятельностью.
3.Документация градостроительного регулирования.
Вопросы для самопроверки:
1. Какие виды градостроительной документации вы знаете ?
2. Законодательные документы?
3. Градостроительные правовые акты?
4. Что включает в себя документация градостроительного регулирования?

Рекомендуемая литература:
1. Иодо И.А. Градостроительство и территориальная планировка: учебное пособие/ Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 285
2. Градостроительное регулирование рационального использования территории: (монография)/ Д.Г. Донцов, Н.Г. Юшкова; Волгогр. гос. архит.-строит. ун-т. — Волгоград: ВолгГАСУ, 2007. — 184 с.
3. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ.

Тема 2.3. Документы территориального планирования муниципальных образований

Лекция 7. Состав и порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований.
(6 часов)
Цель лекции:
изучение состава и порядка подготовки документов территориального планирования муниципальных образований.

Задачи лекции:
1. формулирование понятийного аппарата в области документации территориального планирования.
2. ознакомление с составом и порядком подготовки документов территориального планирования муниципальных образований.

План лекции:
1. Содержание документов территориального планирования РФ.
2. Подготовка и утверждение схем территориального планирования РФ.
3. Документы территориального планирования муниципальных образований.
4. Содержание схемы территориального планирования муниципального района.
5. Содержание генерального плана поселения и генерального плана городского округа.

Вопросы для самопроверки:
1. На что направлено территориальное планирование? ?
2. Что содержит схема территориального планирования муниципального района?
3. Раскройте понятие генерального плана поселения?
4. Как осуществляется реализация документов территориального планирования?

Рекомендуемая литература:
1. Иодо И.А. Градостроительство и территориальная планировка: учебное пособие/ Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 285
2. Градостроительное регулирование рационального использования территории: (монография)/ Д.Г. Донцов, Н.Г. Юшкова; Волгогр. гос. архит.-строит. ун-т. — Волгоград: ВолгГАСУ, 2007. — 184 с.
3. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ.

Лекция 8. Территориальный аспект градостроительной деятельности
(4 часа)

Цель лекции:
изучение территориального аспекта градостроительной деятельности.

Задачи лекции:
1. формулирование понятийного аппарата в области территориально-планировочной деятельности.
2. знакомство с принятием решений в области градостроительства и территориальной планировке.

План лекции:
1. Сущность градостроительной и территориально-планировочной деятельности.
2.Стратегия устойчивого развития поселений и территорий.
3.Обонования в градостроительстве и территориальной планировке.

Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение понятиям «градостроительство» и «территориальная планировка» ?
2. Назовите основные виды градостроительной и территориально-планировочной деятельности.
3. Назовите основные объекты градостроительной и территориально-планировочной деятельности
4. В чем сущность стратегии устойчивого развития общества?
5. Каковы цели устойчивого развития поселений и средства их достижения?
6. С какой целью выполняются социальные обоснования в градостроительстве и территориальной планировке и что они включают?
7. Какие социально-демографические и социокультурные факторы влияют на принятие решений в территориальной планировке?
8. Каким образом социальная политика государства влияет на принятие решений в территориальной планировке?
9. С какой целью выполняются экономические обоснования в градостроительстве и территориальной планировке и что они включают?
10. С какой целью выполняются экологические обоснования в градостроительстве и территориальной планировке и что они включают?

Рекомендуемая литература:
1. Иодо И.А. Градостроительство и территориальная планировка: учебное пособие/ Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 285
2. Градостроительное регулирование рационального использования территории: (монография)/ Д.Г. Донцов, Н.Г. Юшкова; Волгогр. гос. архит.-строит. ун-т. — Волгоград: ВолгГАСУ, 2007. — 184 с.
3. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ.

Тема 3.1. Экономическая политика городского развития.

Лекция 9. Экономическая политика города
(4 часа)

Цель лекции:
изучение экономической политики города.

Задачи лекции:
1. формулирование основных целей экономической политики города.
2. ознакомление с основными направлениями реализации экономической политики города.

План лекции:
1. Основные цели экономической политики города.
2. Основные направления реализации экономической политики города.
3. Порядок формирования местных бюджетов.

Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение понятию » экономическая политика города»
2. Местный бюджет.
3. Назовите состав доходов местного бюджета.

Рекомендуемая литература:
1 Экономика недвижимости, 2-е изд. Асаул А.Н. СПб.: 2007.
2. Ахмедов А.Д., Васильев А.К., Уланова И.А., Ефимова Н.Б. Экономика недвижимости. Практикум. Волгоградская ГСХА, 2011
3. Региональная экономика. Основной курс: Учебник / под ред. В.И. Видяпина, М.В.Степанова. – М.: ИНФРА – М, 2010. 686 с.

Лекция 10. Функциональная структура городской экономики.
(4 часа)

Цель лекции:
изучение функциональной структуры городской экономики.

Задачи лекции:
1. дать общую характеристику структуре городской экономики.
2.познакомить обучающихся с методами экономического анализа города.
3. рассмотреть функциональную организацию экономического пространства города.

План лекции:
1. Определение и структура городской экономики.
2. Финансово-экономические основы местного самоуправления.
3. Методы экономического анализа города.
4. Функциональная организация экономического пространства города.

Вопросы для самопроверки:
1. Структурообразующая роль транспортной системы города
2. Городская инженерная инфраструктура
3. Информатизация в крупных городах
4. Особенности размещения предприятий розничной торговли
5. Особенности размещения предприятий сферы услуг .

Рекомендуемая литература:
1 Экономика недвижимости, 2-е изд. Асаул А.Н. СПб.: 2007.
2. Ахмедов А.Д., Васильев А.К., Уланова И.А., Ефимова Н.Б. Экономика недвижимости. Практикум. Волгоградская ГСХА, 2011
3. Региональная экономика. Основной курс: Учебник / под ред. В.И. Видяпина, М.В.Степанова. – М.: ИНФРА – М, 2010. 686 с.

Лекция 11. Стратегические и тактические управленческие решения.
(4 часа)

Цель лекции:
изучение теоретических аспектов сущности управленческих решений.

Задачи лекции:
1. ознакомление с особенностями тактических и стратегических управленческих решений.

План лекции:
1. Виды систем разработки управленческих решений.
2. Классификация управленческих решений.
3. Стратегические управленческие решения и их сущность.
4. Особенности тактических управленческих решений.
5. Управление реализацией стратегии и определение показателей ее эффективности.

Вопросы для самопроверки:
1. Раскройте сущность понятия » управленческие решения»
2. Приведите классификацию управленческих решений.
3. Особенности стратегических управленческих решений.
4. Особенности тактических управленческих решений.

Рекомендуемая литература:
1 Экономика недвижимости, 2-е изд. Асаул А.Н. СПб.: 2007.
2. Ахмедов А.Д., Васильев А.К., Уланова И.А., Ефимова Н.Б. Экономика недвижимости. Практикум. Волгоградская ГСХА, 2011
3. Региональная экономика. Основной курс: Учебник / под ред. В.И. Видяпина, М.В.Степанова. – М.: ИНФРА – М, 2010. 686 с.

Тема 3.2. Основные отрасли городской экономики

Лекция 12. Функциональная структура городской экономики.
(4 часа)

Цель лекции:
изучение функциональной структуры городской экономики.

Задачи лекции:
1. дать общую характеристику структуре городской экономики.
2.познакомить обучающихся с методами экономического анализа города.
3. рассмотреть функциональную организацию экономического пространства города.

План лекции:
1. Определение и структура городской экономики.
2. Финансово-экономические основы местного самоуправления.
3. Методы экономического анализа города.
4. Функциональная организация экономического пространства города.

Вопросы для самопроверки:
1. Структурообразующая роль транспортной системы города
2. Городская инженерная инфраструктура
3. Информатизация в крупных городах
4. Особенности размещения предприятий розничной торговли
5. Особенности размещения предприятий сферы услуг .

Рекомендуемая литература:
1 Экономика недвижимости, 2-е изд. Асаул А.Н. СПб.: 2007.
2. Ахмедов А.Д., Васильев А.К., Уланова И.А., Ефимова Н.Б. Экономика недвижимости. Практикум. Волгоградская ГСХА, 2011
3. Региональная экономика. Основной курс: Учебник / под ред. В.И. Видяпина, М.В.Степанова. – М.: ИНФРА – М, 2010. 686 с.

Лекция 13. Приоритеты городского развития в 21 в.
(4 часа)

Цель лекции:
изучение тенденций и перспектив развития городов как элементов территориально-организованных социально-экономических систем и обоснование методических подходов по их использованию при формировании государственной и муниципальной городской политики.

Задачи лекции:
1. Расширить теоретические представления о критериях оценки степени развития города как центра территориально — организованных систем.
2. Выявить специфику, тенденции и проблемы социально-экономического развития крупных городов.

План лекции:
1. Основные цели и задачи городского развития.
2. Приоритеты городского развития.
3. Перспективные направления развития города.

Вопросы для самопроверки:
1. Дайте характеристику основным направлениям развития города.
2. Повышение эффективности и результативности органов местного самоуправления .
3. Повышение качества городской среды.

Рекомендуемая литература:
1 Экономика недвижимости, 2-е изд. Асаул А.Н. СПб.: 2007.
2. Ахмедов А.Д., Васильев А.К., Уланова И.А., Ефимова Н.Б. Экономика недвижимости. Практикум. Волгоградская ГСХА, 2011
3. Региональная экономика. Основной курс: Учебник / под ред. В.И. Видяпина, М.В.Степанова. – М.: ИНФРА – М, 2010. 686 с.

Тема 4.1. Автоматизированные городские информационные системы в управлении территориями.

Лекция 14. Механизм принятия решений об организации контроля использования ЗУ и другой недвижимости территории
(8 часов)

Цель лекции:
изучение механизма принятия решений об организации контроля использования земельных участков и других объектов недвижимости.

Задачи лекции:
1. рассмотреть основные инструменты градостроительного регулирования и застройки территории.
2. познакомить обучающихся с основными способами регулирования рынка объектов недвижимости.

План лекции:
1. Регулирование использования и застройки территории.
2.Регулирование рынка недвижимого имущества.
3.Регулирование инвестиционно-строительного процесса.

Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение понятию «сервитут»
2. Паспорт объекта недвижимости?
3. Принцип наиболее эффективного землепользования?
4. В чем заключается сущность зонирования территории?

Рекомендуемая литература:
1. Иодо И.А. Градостроительство и территориальная планировка: учебное пособие/ Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 285
2. Градостроительное регулирование рационального использования территории: (монография)/ Д.Г. Донцов, Н.Г. Юшкова; Волгогр. гос. архит.-строит. ун-т. — Волгоград: ВолгГАСУ, 2007. — 184 с.
3. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ.

Тема 4.2. Информационное обеспечение управления территорией.

Лекция. 15 Методы, приемы и порядок ведения мониторинга земель территорий.
(8 часов)

Цель лекции:
изучение методов, приемов и порядка ведения мониторинга земель территорий.

Задачи лекции:
1. ознакомить студентов с порядком ведения мониторинга земель территорий.
2. рассмотреть основные виды мониторинга земель.

План лекции:
1. Понятие мониторинга земель.
2. Задачи государственного мониторинга.
3. Органы, осуществляющие мониторинг.
4. Методы, приемы, порядок ведения мониторинга.
5. Методическое и нормативно-техническое обеспечение мониторинга.

Вопросы для самопроверки:
1. Объект мониторинга.
2. Виды (федеральный (государственный), региональный, локальный).
3. Правовая и экономическая основы мониторинга.
4. Выработка рекомендаций о предупреждении и устранении последствий негативных процессов.
5. Информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра и функций управления земельными ресурсами, землеустройства.

Рекомендуемая литература:
1. Иодо И.А. Градостроительство и территориальная планировка: учебное пособие/ Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 285
2. Градостроительное регулирование рационального использования территории: (монография)/ Д.Г. Донцов, Н.Г. Юшкова; Волгогр. гос. архит.-строит. ун-т. — Волгоград: ВолгГАСУ, 2007. — 184 с.
3. Кадастр, экспертиза и оценка объектов недвижимости: Справ. пособие/И.Х. Назашвили, В.А. Литовченко, И.В. Назашвили. – М.: Высш. Шк., 2009. 431 с.
3. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ.

Учебно-методические материалы практических занятий
Практическое занятие 1. Основные принципы и задачи управления территориями и недвижимым имуществом
(8 часов)

Цель занятия:
рассмотреть основные принципы и задачи управления территориями и недвижимым имуществом

Задачи занятия:
1. сформулировать понятия «территория», «недвижимое имущество».
2. ознакомить обучающихся с основными этапами формирования территориальных структур.
3. изучить основные принципы управления территориями и недвижимым имуществом.

План занятия:
1.Основные теоретические положения системы управления
2. Понятие и предмет управления территориями
3. Управление имуществом

Вопросы для обсуждения:
1. Что изучает дисциплина «Управление территориями и имуществом» и чем ее предмет отличается от экономической географии, социологии, политологии, этнография?
2. Какое значение занимает пространственный фактор в развитии общества?
3. Как изменилась роль пространственных факторов в развитии российской экономики во время реформ?
4. Назовите основные этапы формирования территориальных структур в дореволюционной России?
5. Определите роль экономической истории в изучении прошлого территорий России.

Практическое занятие 2. Использование земель в городе
(4 часа)

Цель занятия:
изучить особенности использования городских территорий.

Задачи занятия:
1. дать понятие зонированию территории
2. выявить основные факторы использования городских территорий

План занятия:
1.Особенности и основные факторы использования городских территорий.
2.Сущность правового зонирования и его законодательная основа.
3.Градостроительные регламенты использования и застройки территории.

Вопросы для обсуждения:
1. Категории земель.
2. Понятие и состав земель поселений.
3. Правовой режим земель поселений.
4. Повышение эффективности использования городских земель.

Практическое занятие 3. Формы собственности городских земель.
(6 часов)
Цель занятия:
изучить основные формы собственности городских земель.

Задачи занятия:
1. дать понятие формам собственности городских земель
2. рассмотреть способы использования земельных участков.

План занятия:
1.Формы собственности городских земель и использование земельных участков.
2.Развитие сервитутов как института управления земельными ресурсами.
3.Субъекты управления земельными ресурсами.

Вопросы для обсуждения:
1. Земельный участок.
2. Виды земельных участков.
3. Формы собственности городских земель.
4. Способы приобретения права частной собственности на земельные участки.
5. Виды сервитутов.

Практическое занятие 4. Основные виды градостроительной документации
(4 часа)

Цель занятия:
изучение основных видов градостроительной документации.

Задачи занятия:
1. формулирование понятийного аппарата в области градостроительной документации.
2. изучение различных видов градостроительной документации.
План занятия:
1. Систематизация градостроительной документации.
2.Документация управления градостроительной деятельностью.
3.Документация градостроительного регулирования.

Вопросы для обсуждения:
1. Виды градостроительной документации.
2. Законодательные документы.
3. Градостроительные правовые акты.
4. Документация градостроительного регулирования.

Практическое занятие 5. Документы градостроительного зонирования
(4 часа)

Цель занятия:
изучение основных документов градостроительного зонирования.

Задачи занятия:
1. формулирование понятийного аппарата в области градостроительного зонирования.
2. изучение различных видов документации градостроительного зонирования.

План занятия:
1. Градостроительное зонирование. Принципы градостроительного зонирования.
2. Порядок установления территориальных зон.
3. Виды и состав территориальных зон.
4. Градостроительный регламент.

Вопросы для обсуждения:
1. Охарактеризуйте принципы градостроительного зонирования.
2. Территориальные зоны.
3. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
4. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
5. Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства
6. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Практическое занятие 6. Материалы по обоснованию проекта планировки территории
(4 часа)

Цель занятия:
изучение состава и порядка подготовки документов планировки территории.

Задачи занятия:
1. ознакомление с составом и порядком подготовки документов планировки территории.

План занятия:
1. Назначение и виды документации по планировке территории.
2. Проект планировки территории.
3. Проекты межевания территорий.
4. Градостроительные планы земельных участков.

Вопросы для обсуждения:
1. Цели осуществления подготовки документации по планировке территории.
2. Состав проекта планировки территории.
3. Что включает в себя проект межевания территории.
4. Состав градостроительного плана земельного участка.
5. Особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа.

Практическое занятие 7. Документы территориального планирования
(4 часа)

Цель занятия:
изучение состава и порядка подготовки документов территориального планирования.

Задачи занятия:
1. формулирование понятийного аппарата в области документации территориального планирования.
2. ознакомление с составом и порядком подготовки документов территориального планирования.

План занятия:
1. Территориальное планирования. Общие положения.
2. Содержание документов территориального планирования РФ.
3. Подготовка и утверждение схем территориального планирования РФ.
4. Содержание документов территориального планирования субъектов Российской Федерации

Вопросы для обсуждения:
1. На что направлено территориальное планирование.
2. Содержание документов территориального планирования.
3. Подготовка и утверждение схем территориального планирования субъектов Российской Федерации.
4. Порядок согласования проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации.

Практическое занятие 8. Территориальное планирование развития территорий
(4 часа)
Цель занятия:
изучение состава и порядка подготовки документов территориального планирования муниципальных образований.

Задачи занятия:
1. формулирование понятийного аппарата в области документации территориального планирования муниципальных образований.
2. ознакомление с составом и порядком подготовки документов территориального планирования муниципальных образований .

План занятия:
1. Документы территориального планирования муниципальных образований.
2. Содержание схемы территориального планирования муниципального района.
3. Содержание генерального плана поселения и генерального плана городского округа.

Вопросы для обсуждения:
1. Содержание схемы территориального планирования муниципального района.
2. Генеральный план поселения.
3. Осуществление реализации документов территориального планирования

Практическое занятие 9.Основные правила землепользования и застройки.
(6 часов)
Цель занятия:
изучение правил застройки и землепользования, их структуры и основных понятий.
Задачи занятия:
1. формулирование основных целей разработки правил застройки и землепользования.
2. ознакомление с порядком утверждения и внесения изменений в правила застройки и землепользования.

План занятия:
1. Правила застройки и землепользования.
2. Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки.
3. Порядок утверждения правил землепользования и застройки.
4 Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки.

Вопросы для обсуждения:
1. Для чего разрабатываются правила застройки и землепользования?
2. Дайте понятие территориальной зоне?
3. Виды и состав территориальных зон?
4. Градостроительные регламенты?

Практическое занятие 10. Основные отрасли городской экономики.
(4 часа)

Цель занятия:
изучение основных отраслей городской экономики.

Задачи занятия:
1. рассмотрение организации управления экономикой региона.
2. ознакомление с основными отраслями городской экономики.

План занятия:
1. Система изучения территориальной организации хозяйства.
2 Организация управления экономикой региона.
3 Анализ природных и хозяйственных условий и ресурсов территории.
4 Оценка экономического потенциала территории.
5 Факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности территорий.
6 Рынок труда и кадровый потенциал территории.

Вопросы для обсуждения:
1. Региональная экономика. Общие положения.
2. Управление экономикой региона.
3. В чем заключается анализ природных и хозяйственных условий и ресурсов территории?
4. Показатели экономического потенциала территории.

Практическое занятие 11. Градообразующие отрасли и предприятия.
(2 часа)
Цель занятия:
анализ механизмов влияния градообразующего предприятия на социально-экономическое развитие муниципального образования – моногорода.

Задачи занятия:
1. ознакомление с понятием «градообразующие отрасли».
2. Выявление причинно-следственных связей между уровнем эффективности хозяйственной деятельности градообразующего предприятия и территориальным социально-экономическим развитием.

План занятия:
1. Градообразующие предприятия и моногорода.
2. Градообразующие предприятия в системе процессов социально-экономического развития территорий.
3. Влияние мирового финансового кризиса на социально-экономическое развитие моногородов..
4. Государственная поддержка моногородов и градообразующих предприятий.

Вопросы для обсуждения:
1. Критерии отнесения города к монопрофильному.
2. Особенности моногородов.
3. Основные мероприятия программ по стабилизации ситуации в моногородах.

Практическое занятие 12. Программно-целевое планирование территории.
(6 часов)

Цель занятия:
изучение состава и порядка подготовки документов территориального планирования.

Задачи занятия:
1. формулирование понятийного аппарата в области программно-целевого планирования территории.
2. ознакомление с составом и порядком подготовки документов программно-целевого планирования территории.

План занятия:
1. Понятие программно – целевого планирования………………….
2. Определение программно-целевого планирования……….
3. Процедура программно-целевого планирования………….
4. Недостатки программно-целевого планирования………….
5. Методология программно-целевого планирования…………….

Вопросы для обсуждения:
1. На что направлено программно-целевое планирование территории.
2. Теоретические аспекты программно-целевого управления развитием муниципальных образований.
3. Сущность и особенности программно-целевого управления

Практическое занятие 13. Планирования развития городских территорий.
(8 часов)
Цель занятия:
изучение состава и порядка подготовки документов планирования развития городских территорий.

Задачи занятия:
1. формулирование понятийного аппарата в области документации планирования развития городских территорий.
2. ознакомление с составом и порядком подготовки документов планирования развития городских территорий.

План занятия:
1. Содержание документов планирования развития городских территорий.
2. Консолидированные схемы градостроительного планирования.
3. Содержание генерального плана поселения.

Вопросы для обсуждения:
1. Генеральный план.
2. Проекты детальной планировки и застройки.
3. Планы земельно-хозяйственного устройства городских территорий.
4. Проекты планировки пригородной зоны.

Практическое занятие 14. Общая классификация информационных систем. (4 часа)
Цель занятия:
изучение общей классификации информационных систем.

Задачи занятия:
1. рассмотрение различных видов информационных систем.

План занятия:
1. Многофункциональные территориально-градостроительные геоинформационные системы.
2. Локальные территориально-градостроительные геоинформационные системы.

Вопросы для обсуждения:
1. Понятие многофункциональных территориально-градостроительных геоинформационных систем.
2. Географические информационные системы застройки территории.
3.Территориально-административные географические информационные системы.
4. Инвестиционно-строительные географические информационные системы.
5. Географическая информационная система кадастра.

Практическое занятие 15.Информационный ресурс для обеспечения градостроительной деятельности
(2 часа)

Цель занятия:
изучение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

Задачи занятия:
1. формулирование основных понятий в области информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
2. ознакомление с составом информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

План занятия:
1. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности.
2. Порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и предоставления сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности

Вопросы для обсуждения:
1. Состав информационных систем обеспечения градостроительной деятельности
2. Федеральная государственная информационная система территориального планирования.

Практическое занятие 16. Городская информационная политика.
(2 часа)

Цель занятия:
изучение основных положений городской информационной политики.

Задачи занятия:
1. формулирование основных целей разработки городских информационных систем.
2. ознакомление с базами банных.

План занятия:
1.Характеристика и значение информации для управления земельными ресурсами.
2.Понятие информационного обеспечения системы управления земельными ресурсами.
3.Земельно-информационноая система.
4. Базы данных и их роль в управлении
Вопросы для обсуждения:
1. Информация и ее роль в управлении земельными ресурсами.
2. Информационное обеспечение системы управления земельными ресурсами.
3. Понятие земельно-информационноой системы.


Учебно-методические материалы для организации СРС
График самостоятельной работы студентов

№ п/п Наименование СРС Форма
контроля Неделя
семестра
1 Земельный баланс района Собеседование 7
2 Составление документации по эксплуатации и развитию территории. Собеседование 13
3 Территориальные проблемы экономического характера в области земельно-имущественных отношений Собеседование 3
4 Использование кадастровой информации, осуществление сбора информации и ввод ее в базу данных геоинформационных систем Собеседование 8

Темы рефератов при изучении раздела 1

1. Земельный баланс как систематизированный свод сведений о состоянии земель различных видов собственности.
2.Концепция земельного баланса. Понятие, назначение, цели составления. Объект учета.
3. Значение земельного баланса для определения приоритетов развития региона (муниципального образования), в том числе жилищного и промышленного строительства.
4. Значение земельного баланса для планирования, анализа, учета и контроля за использованием земельных ресурсов, для увеличения производственного, инвестиционного, социального потенциала земли.
5. Ведение земельного баланса
6. Принципы формирования земельного баланса.
7. Технология формирования земельного баланса.
8. Автоматизированная система ведения земельного баланса как составляющая автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости. 9.Документы земельного баланса (основные и производные).
10. Структура сведений земельного баланса.
11. Показатели, характеризующие количество, качество, ценность, правовое положение земель, сведения о сделках с землей и платежах за ее использование.
Темы рефератов при изучении раздела 2

1. Проблемы формирования рационального стратегического развития территории
2. Понятие и сущность стратегического развития региона.
3. Понятие рационального стратегического развития города, района (территории).
4. Выбор основных форм землепользования с минимальными рисками.
5. Перевод земель или земельных участков из одной категории в другую, процедура перевода.
6. Согласование направлений решения проблем с интересами местного населения.
7. Зарубежный опыт решения территориальных проблем.
8. Основные экономические эффекты развития оборота земель
9. Рациональное использование земельных ресурсов.
10.Развитие рыночных отношений. Структурные изменения в экономике.
11. Формирование инвестиционной привлекательности территории.
12. Активизация предпринимательской и инвестиционной деятельности.
13. Пополнение местного бюджета

Темы рефератов при изучении раздела 3

1. Территория как пространство
2. Инфраструктура территории: земля, подземные сети, инженерные сооружения, объекты недвижимости.
3. Управление эксплуатацией через диспетчерские пункты.
4. Автоматизация системы управления эксплуатации территории.
5. Понятие многофункционального комплекса со сложной инженерной инфраструктурой, его эксплуатация.
6. Планировка территорий.
7. Правила эксплуатации территорий различных видов.
8. Санитарно-гигиенические мероприятия (техническое содержание, уборка, санитарная очистка, озеленение и т.д.).
9. Мероприятия по воспроизводству ресурсов.
10. Общие требования безопасности территории.
11. Решение проблемы пустующих территорий промышленных предприятий.

Темы рефератов при изучении раздела 4

1. Геоинформационные системы
2. ГИС на современном этапе и перспективы развития
3. Использование геоинформационных систем в муниципальном управлении.
4. Информационно-управляющие процессы в градостроительстве.
5. Геоинформационные технологии в градостроительной деятельности.
6. Информационно-управляющие системы в градостроительной деятельности.
7. Региональные особенности формирования информационно-технологческой системы градостроительного регулирования рационального использования территории.
8. Система документов градостроительного регулирования рационального использования территории


Контрольные вопросы для зачета по модулю:

1. Предмет, цели и задачи курса.
2. Основные понятия системы управления.
3. Законы, принципы, функции и цели.
4. Классификация методов и видов управления.
5. Понятия основных принципов местного самоуправления.
6. Нормативно-правовые основы принципов местного самоуправления.
7. Содержание основных принципов местного самоуправления.
8. Процесс планирования и его основные элементы.
9. Виды и формы планирования городских территорий.
10. Генеральный план города.
11. Особенности и основные факторы использования городских территорий.
12. Сущность правового зонирования и его законодательная основа.
13. Градостроительные регламенты использования и застройки территории.
14. Формы собственности городских земель и использование земельных участков.
15. Развитие сервитутов как института управления земельными ресурсами.
16. Понятие и признаки государственной территории
17. Состав государственной территории
18. Понятие государственного управления землепользованием
19. Содержание и методы государственного управления землепользованием
20. Функции и принципы государственного управления землепользованием
21. Органы, осуществляющие государственное управление землепользованием
22. Понятие региона. Формулировка понятия «регион»: различными авторами
23. Общие функции региона
24. Частные функции региона
25. Классификация и идентификация регионов
26. Сущность, цели и основные подходы анализа региональной экономики
27. Основные понятия, цели и задачи региональной политики
28. Экономическая безопасность территории
29. Понятие государственные границы. Правила режима государственных границ
30. Формы государственного устройства
31. Субъекты Российской Федерации
32. Принципы административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации
33. Принципы государственной политики регионального развития. Государственная поддержка регионов
34. Система изучения территориальной организации хозяйства
35. Организация управления экономикой региона
36. Анализ природных и хозяйственных условий и ресурсов территории
37. Оценка экономического потенциала территории
38. Факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности территорий
39. Рынок труда и кадровый потенциал территории
40. Понятие правовых функции государственного управления землепользованием
41. Учетная функция (функция учета)
42. Плановая функция (функция планирования).
43. Распределительно-перераспределительная функция
44. Функция обеспечения надлежащего использования земель.
45. Функция контроля за использованием и охраной земель
46. Охранительная функция

Контрольные вопросы для экзамена по модулю:

1. Предмет, цели и задачи курса.
2. Основные понятия системы управления.
3. Законы, принципы, функции и цели.
4. Классификация методов и видов управления.
5. Понятия основных принципов местного самоуправления.
6. Нормативно-правовые основы принципов местного самоуправления.
7. Содержание основных принципов местного самоуправления.
8. Процесс планирования и его основные элементы.
9. Виды и формы планирования городских территорий.
10. Генеральный план города.
11. Особенности и основные факторы использования городских территорий.
12. Сущность правового зонирования и его законодательная основа.
13. Градостроительные регламенты использования и застройки территории.
14. Формы собственности городских земель и использование земельных участков.
15. Развитие сервитутов как института управления земельными ресурсами.
16. Субъекты управления земельными ресурсами.
17. Купля и продажа.
18. Аренда и субаренда.
19. Земельная ипотека.
20. Страхование сделок с недвижимостью.
21. Структура и функции земельного рынка города.
22. Мониторинг городского земельного рынка.
23. Анализ земельного рынка.
24. Структура бюджета муниципального образования
25. Земельный налог
26. Налог на недвижимость
27. Арендная плата и иные неналоговые поступления
28. Сущность и понятия инвестиций.
29. Основные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности.
30. Объекты и субъекты инвестиции.
31. Формы инвестиций: прямые и портфельные.
32. Инвестиционная программа города: формирование, разработка, конкурсный отбор, экспертиза
33. Проекты развития территорий
34. Проекты развития недвижимости. Девелопмент.
35. Основные положения функционирования муниципальных образований.
36. Особенности управления земельными ресурсами в муниципальных образованиях.
37. Мероприятия по управлению землями муниципального образования.
38. Характеристика и значение информации для управления земельными ресурсами.
39. Понятие информационного обеспечения системы УЗР.
40. Земельно-информационноая система.
41. Базы данных и их роль в управлении
42. Теоретические положения прогнозирования системы управления земельными ресурсами.
43. Применение нейросетевого и статистического анализа для моделирования системы управления.
44. Методика прогнозирования системы управления земельными ресурсами на основе использования статистического и нейросетевого анализа данных.
45. Общие положения управления земельными ресурсами в зарубежных странах.
46. Государственное управление земельными ресурсами в развитых странах.
47. Особенности управления земельными ресурсами в странах с переходной экономикой.

Материалы для проведения текущего и рубежного контроля

Вопросы для подготовки к текущему контролю
1. Понятие «система».
2. Понятие «свойства системы».
3. Понятие «элементы системы».
4. Классификация систем управления.
5. Свойства сложных систем.
6. Понятие «система управления».
7. Объект и субъект управления.
8. Принципы системы управления.
9. Законы системы управления.
10. Основные функции системы управления.
11. Методы управления.
12. Что относится к общим принципам местного самоуправления.
13. Понятие основных принципов местного самоуправления.
14. Понятие «муниципальное образование».
15. Основное понятие «управления».
16. Основное понятие «планирование».
17. Какие фазы охватывает процессс планирования и управления.
18. Какие виды планирования вам известны.
19. Понятие «стратегия».
20. Какие формы планирования вам известны.
21. Понятие «системный план».
22. Что такое системный подход.
23. Какие основные принципы системного подхода вам известны.
24. Что называется «генеральным планом».
25. Какие вопросы в генеральном плане рассматриваются для городского или сельского поселения.
26. Какие виды зонирования вам известны.
27. Какие основные факторы использования городских территорий вам известны.
28. Основное понятие «ценовое зонирование».
29. Какие регламент или положение указываются в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства.
30. Для каких зон градостроительный регламент не устанавливается.
31. Что является объектом учёта земель на уровне муниципального образования на уровне субъекта Российской Федерации, на уровне Российской Федерации.
32. Что такое категория земель.
33. что такое разрешённое использование земельного участка.
34. Чем отличается разрешённое использование земельного участка от целевого назначения.
35. Что такое правовой режим земель.
36. Перечислите основные характеристики правового режима земель сельскохозяйственного назначения.
37. Приведите основные характеристики правового режима земель сельскохозяйственного назначения.
38. Назовите основные варианты изменения целевого назначения земель.
39. Перечислите виды и характеристики территориальных зон поселений.
40. Раскройте содержание правового режима земель лесного и водного фондов.
41. Что такое сервитут. Какова классификация сервитутов.
42. Что такое ограничение прав на землю.
43. По какие факторам определяется ценность земли.
44. Какие виды собственности на земле вам известны.
45. Какие виды земельных платежей вам известны.
46. Понятие «рента».
47. Чем отличается кадастровая и рыночная стоимость недвижимости.
48. Какие основные подходы к стоимостям оценки земельных участков вам известны.
49. Какие основные факторы влияют на стоимость участков.
50. Что такое земельный налог на земельный участок.
51. В чём заключается экономическая сущность инвестиций.
52. Охарактеризуйте основные подходы к пониманию сущности инвестиций. как изменилась трактовка понятия «инвестиции» в российской экономической литературе с развитием рыночных отношений.
53. Что понимается под инвестиционной деятельностью.
54. Какие стадии проходят в ходе своего движения. Что такое круговорот инвестиции.
55. Назовите основные субъекты инвестиционной деятельности. Кто может быть субъектом инвестиционной деятельности по российскому законодательству.
56. Что понимается под объектом инвестиции.
57. В чём состоит двойственный характер инвестиций, рассматриваемых со стороны объекта.
58. Назовите основные формы инвестиций.
59. Какой критерий лежит в основе деления инвестиций на прямые и портфельные. Как соотносятся эти формы инвестиций с реальными и финансовые инвестициями.
60. Поясните, почему инвестиции играют важнейшую роль в функционировании и развитии экономики.
61. Что представляется собой проект.
62. Что представляется собой управление проектами.
63. Понятие «жизненный цикл проекта».
64. Какие классификации типов проектов вам известны.
65. Что называется сложным, краткосрочными и международными проектами.
66. Сущность цели и стратегия проекта.
67. Что такое экспертиза.
68. Какие параметры характеризуют территорию муниципального образования.
69. Какие циклы необходимы для социально-экономического развития муниципального образования.
70. Какие особенности управления земельными ресурсами в муниципальных образования вам известны.
71. Что такое информация и информационные ресурсы.
72. Какие имеются стадии формирования информации.
73. Какие вы знаете характеристики информации.
74. Что такое поток информации и информационное обеспечение.
75. Каковы условия организации информационного обеспечения.
76. Какие виды информации используются на различных уровнях и стадиях управления.
77. Какие основные блоки формируют земельно-информационную систему.
78. Какова структура функций информационных технологий.
79. Расскажите о последовательности информационного обеспечения системы УЗР.
80. Что такое интегрированная информация система УЗР.
81. Какова схема передачи информации между уровнями управления.
82. Как осуществляется информационное обеспечение системы природопользования.
83. Для чего необходимо прогнозирование земельно-кадастровых показателей.
84. Что такое прогнозирование, прогноз земельно-кадастровых показателей.
85. Какие могут быть использованы виды прогнозирования системы управления земельными ресурсами.
86. Что такое управление информацией.
87. Какие особенности имеет информация, используемая для управления земельными ресурсами.
88. Дайте характеристику основных программных продуктов, которые могут быть использованы для анализа система управления земельными ресурсами региона.
89. Какие методы и модели моделирования целесообразнее использовать для управления земельными ресурсами.
90. Какие статистические методы можно использовать для анализа системы управления земельными ресурсами.

Образцы тестов для проведения текущего контроля
Понятие территории и государственного управления землепользованием
Тест
1 Главная задача государства:
а) Защита территории. в) Защита границ.
б) Охрана территории. г) Обеспечить целостность территории.

2 Территория Российской Федерации включает в себя территории:
а) Субъектов. в) Территориальное море.
б) Внутренние воды. г) Воздушное пространство.

3 Правовое закрепление территории государством имеет значение:
а) Международно-правовое. в) Государственно-правовое.
б) Внутреннее. г) Национальное.

4 Территория со смешанным режимом включает в себя:
а) Пространство Мирового океана. в) Экономическая зона.
б) Континентальный шельф. г) Водная акватория.

5 Территории подразделяются на:
а) Государственные. в) Единым режимом.
б) Международным режимом. г) Смешанным режимом.

6 Признаки государственной территории:
а) Принадлежность государству. в) Подвластность государству.
б) Целостность и неприкосновенность . г) Верховенство государства на данной территории.

7 Право территориального верховенства государства и необходимость обеспечивать баланс при использовании земельных участков находящихся в общегосударственных и частных владениях представляет собой —
а) Государственное управление. в) Метод управления земельными участками.
б) Государственное управление землепользованием.
г) Землепользование.
8 Безопасное использование земли, создание государственного реестра, организация ведения мониторинга земель представляет собой метод —
а) Административный. в) Экономический.
б) Организационно-правовой. г) Охранительный.

9 Вмешательство лиц, если это необходимо, при регистрации прав, решении и рассмотрении споров связанные с землей представляет собой —
а) Функцию государственных органов. в) Функция государства.
б) Функция государственных органов по управлению землепользованием.
г) Функция органов.
10 Реализация государственной политики через систему органов власти — это
а) Функция государства. в) Метод управления государством.
б) Государственная политика. г) Государственное управление.

11 Стимулирование эффективной деятельности в области управления землепользования, рациональным использованием представляет собой метод —
а) Административный. в) Экономический.
б) Организационно-правовой. г) Политический.

12 Отдельные направления содержащиеся в правах и обязанностей лиц, осуществляющих деятельность государства представляет собой —
а) Функцию государственных органов. в) Функция государства.
б) Функция государственных органов по управлению землепользованием. г) Функция органов.
13 Комплексность, целостность, специализация, управляемость, наличие политико-административных органов исполнения – все это характеризует:
а) Территорию. в) Регион.
б) Область. г) Край.

14 Организующая деятельность специально уполномоченных государственных органов исполнительной власти, направленной на создание условий для рационального использования и охраны земли всеми субъектами представляет собой —
а) Государственное управление. в) Метод управления земельными участками.
б) Землепользование. г) Государственное управление землепользованием.

15 Выдача разрешений на использование земли, лицензирование использования земли представляет собой метод —
а) Административный. в) Экономический.
б) Организационно-правовой. г) Политический.

16 Направленные деятельности государства, в которых выражается его сущность, как социального явления, представляет собой —
а) Функцию государственных органов. в) Функция государства.
б) Функция государственных органов по управлению землепользованием. г) Функция органов.

Регион как объект управление и основа региональной экономики
Тест
1 В России регионы различаются по параметрам:
а) Демографическим условиям. в) Транспортным и энергетическим условиям.
б) Природно-географическим условиям производства. г) Наличию или отсутствию ископаемых ресурсов.

2 В общую функцию региона не входит функция:
а) Спроса. в) Специализации региона.
б) Регионального управления. г) Демографическая.

3 В частную функцию региона входят функции:
а) Региональная активность. в) Экологическая.
б) Социально-бытовая. г) Хозяйственная.

4 Какие регионы входят в классификацию регионов в Российской Федерации:
а) Депрессивные. в) Пионерные.
б) Уникальные. г) Экономические.

5 Основная проблема в процедуре идентификации регионов является определение:
а) Географических границ. в) Типов региона.
б) Политических границ. г) Сущность региона.

6 Функциональная система, обладающая определенной устойчивостью представляет собой —
а) Экономический комплекс региона. в) Хозяйственный комплекс региона.
б) Политический комплекс региона. г) Природный комплекс региона.

7 Какая отрасль экономической науки, изучает территориальную организацию производства:
а) Региональная политика. в) Региональная экономика.
б) Региональная статистика. г) Региональная власть.

8 Какая сфера деятельности государства осуществляет управление политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой:
а) Региональная политика. в) Региональная экономика.
б) Региональная статистика. г) Региональная власть.

9 Что представляет собой совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность ее развития:
а) Экологическая безопасность территории. в) Социальная безопасность территории.
б) Политическая безопасность территории. г) Экономическая безопасность территории.

10 Критерии, лежащие в основе выделения того или иного региона связаны с поиском:
а) Однородности. в) Связанности.
б) Различий. г) Уникальности.

11 На основании какого признака производится оценка, сравнение альтернатив, классификация объектов и явлений:
а) Экономика. в) Критерий.
б) Статус. г) Показатель.

12 Какая функция региональной экономики формирует региональные каналы распределения товаров и услуг:
а) Распределение. в) Производство.
б) Обмен. г) Ценообразование.

13 К основным объектам региональной политики относят:
а) Производственные. в) Денежно-финансовые.
б) Социальные. г) Транспортные.

14 Для идентификации регионов необходимы этапы, которые состоят из:
а) Измерение степени связанности. в) Определение критериев.
б) Создание классификации. г) Получение информации.

15 Какая функция региональной экономики стимулирует реализацию товаров и услуг, послепродажное сервисное обслуживание, организацию рекламы, формирование системы общественной информации, региональных систем телекоммуникаций, статистических баз данных и другое:
а) Распределение. в) Производство.
б) Обмен. г) Ценообразование.

16 Принцип разделения политических и экономических полномочий между федеральной, субфедеральной и местной властями – это
а) Социологизм. в) Ценообразование.
б) Регионализм. г) Федерализм.

17 Основных подходы к анализу региональной экономики:
а) Мирохозяйственный. в) Георгафиеский.
б) Геополитический. г) Территориально-воспроизводственный.

Территориальное устройство Российской Федерации
Тест
1 Государственные границы, устанавливающиеся с учетом географических особенностей местности называются:
а) Геометрическими. в) Природными.
б) Основными. г) Орографическими.

2 Содержаниями данного правила регулируется порядок сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных знаков, их контрольных осмотров, оборудования и содержание пограничных просек, проведения совместных с сопредельным государством проверок прохождения государственных границ:
а) Пересечение государственной границы лицами и транспортными средствами. в) Перемещение через государственную границу товаров и животных.
б) Содержание государственной границы. г) Пропуск через государственную границу лиц, транспортных средства, товаров и животных.

3 Границы проводимые по прямой от одной точки к другой называются:
а) Меридианными. в) Совпадающие с параллелями.
б) Геометрическими. г) Прямые.

4 Границы проводимые по половине линии сечения поверхности земного шара плоскостью, проведенной через какую-либо точку земной поверхности и осью вращения Земли называется:
а) Меридианными. в) Совпадающие с параллелями.
б) Геометрическими. г) Прямые.

5 Протяженность России с севера на юг составляет:
а) 2,5-4 тыс. км. в) 3,5-4 тыс. км.
б) 3,5-5 тыс. км. г) 2,5-5 тыс. км.

6 Морская граница России отсутствует со странами:
а) Японией. в) США.
б) Латвией. г) Турция.

7 Государственно-правовое объединение, союз суверенных государств — это
а) Унитарное государство. в) Форма государственного устройства.
б) Федерация. г) Конфедерация.

8 Территориальное деление России на районы, в состав которых входят 12 районов — это
а) Экономические районы. в) Военные районы.
б) Политические районы. г) Социальные районы.

9 По площади территория России занимает:
а) 71,1 мл. км.2. в) 11,7 мл. км.2.
б) 17,1 мл. км.2. г) 14,7 мл. км.2.

10 Территория одного государства, окруженная со всех сторон сухопутной территорией других государств называется:
а) Сухопутная граница. в) Полуанклав.
б) Анклав. г) Автономность.

11 Единое политическое образование, государство состоящее из относительно самостоятельных политических единиц — это
а) Унитарное государство. в) Форма государственного устройства.
б) Федерация. г) Конфедерация.

12 В субъекты Российской федерации входят:
а) Края и области. в) Города федерального значения.
б) Республики в составе РФ. г) Автономные области и округа.

13 Протяженность России в широтном направлении составляет:
а) 11 тыс. км. в) 9 тыс. км.
б) 10 тыс. км. г) 8 тыс. км.

14 Морские границы России проходят по водам морей:
а) Баренцева. в) Лаптевых.
б) Чукотского. г) Чукотского.

15 Слитное, не разделенное на самостоятельные части политическое образование – это
а) Унитарное государство. в) Форма государственного устройства.
б) Федерация. г) Конфедерация.

16 Данные округа не являются субъектами административно-территориального деления России, были созданы в 2000 г., с определенными городами-центрами — это
а) Экономические округа. в) Военные округа.
б) Политические округа. г) Федеральные округа.

17 Какие границы устанавливаются, как правило, соглашениями между пограничными государствами и на основании заключенных договоров и проводятся на местности:
а) Международные сухопутные. в) Границы по внутренним озерам.
б) Границы по рекам. г) Границы внутренним морям.

18 Что регулирует порядок сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных знаков, их контрольных осмотров, оборудования и содержание пограничных просек, проведения совместных с сопредельным государством проверок прохождения государственных границ:
а) Правила содержания государственных границ. в) Постановление содержания государственных границ.
б) Закон содержания государственных границ. г) Акт содержания государственных границ.

19 Что представляет собой, пространство расположенное в трех средах: Сухопутные, водные и воздушные и определяют его пределы:
а) Государственное пространство. в) Государственная территория.
б) Государственная граница. г) Государственные пределы.

20 Наличие общефедерального гражданства и гражданства членов федерации является признаком:
а) Федеративных государств. в) Конфедеративных государств.
б) Унитарных государств. г) Смешанных государств.

Основные принципы устройства Российской Федерации
Тест
1 Какой принцип означает, что Российская Федерация – цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования, которые не имеют права выхода из состава Федерации:
а) Государственная целостность РФ. в) Государственная неприкосновенность РФ.
б) Равноправие и самоопределение народов в РФ. г) Единство системы государственной власти.

2 Где предусмотрены гарантии государственной целостности РФ:
а) Гражданском кодексе РФ. в) Жилищном кодексе РФ.
б) Конституции РФ. г) Земельном кодексе РФ.

3 Какие федеральные государственные органы РФ входят в государственная власть и реализуется системой:
а) Президент РФ. в) Законодательные.
б) Государственные органы всех субъектов Федерации. г) Исполнительные и судебные органы, а также .

4 Главная цель и практическое назначение принципов государственного устройства РФ:
а) Способствовать равноправию и самоопределению народов в РФ. в) Способствовать успешному государственному строительству в стране.
б) Обеспечивает неприкосновенность РФ.
г) Обеспечивать суверенитет наций.
5 Форма государственного устройства России определена в:
а) Гражданском кодексе РФ. в) Жилищном кодексе РФ.
б) Конституции РФ. г) Земельном кодексе РФ.

6 Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации определяются:
а) Гражданском кодексе РФ. в) Жилищном кодексе РФ.
б) Конституции РФ. г) Земельном кодексе РФ.

7 Какие принципы являются исходными началами территориального устройства не только Федерации, но и её субъектов:
а) Государственная целостность РФ. в) Государственная неприкосновенность РФ.
б) Равноправие и самоопределение народов в РФ. г) Единство системы государственной власти.

8 В основе административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации лежат принципы:
а) Соответствия системе расселения населения. в) Учета природно-географических условий.
б) Многоуровневой территориальной организации. г) Учета национального состава, культурных и бытовых особенностей населения.

9 Какие пути развития предполагают многополярное развитие территории страны и формирование новых зон опережающего развития:
а) Инновационно-ориентированный. в) Психологически-ориентированный.
б) Политически-ориентированный. г) Социально-ориентированный.

10 В какой период региональное развитие будет определяться, в основном, уже сформировавшимися зонами опережающего экономического роста:
а) До 2020 г. в) До 2017 г.
б) До 2007 г. г) До 2015 г.
Экономический потенциал Российской Федерации
Тест
1 Методологической основой системы изучения территориальной организации хозяйства служат различные:
а) Теории. в) Методы.
б) Принципы. г) Законы.

2 Организационные структуры управления имеют три сферы применения:
а) Государственную. в) Коммерческую.
б) Общественную. в) Многонациональную.

3 При переходе к рыночным отношениям в экономике России действуют два типа организационных структур:
а) Экстенсивный. в) Экстремальный.
б) Интенсивный. г) Законный.

4 Какой тип организационных структур управления характеризуется следующими чертами: «многоголовым» централизмом управления; бюрократическим методом работы; подчинением зачастую этнополитическим и элитно-групповым интересам; примитивизмом (формализмом) рыночных отношений, что устраивает ведомственные, но не потребительские интересы:
а) Экстенсивный. в) Экстремальный.
б) Интенсивный. г) Законный.

5 На какие на четыре основных составляющих можно разделить экономический потенциал региона:
а) Природно-экологический. в) Трудовой.
б) Ресурсно-производственный. г) Внешнеэкономические связи.

6 Факторы влияющие на социально-экономическое развитие территорий:
а) Рыночный. в) Конкурентный.
б) Производственный. г) Параллельный.

Правовые функции государственного управления землепользованием
Тест
1 К основным функциям государственного управления землепользования относятся:
а) Учетная функция. в) Плановая функция.
б) Охранительная функция. г) Управленческая функция.

2 Какая функция вытекает из потребностей рационального и эффективного использования и охраны земельных ресурсов:
а) Распределительно-перераспределительная функция. в) Функция контроля за использованием и охраной земель.
б) Плановая функция. г) Управленческая функция.

3 Какая из функций является базовой для остальных функций государственного правового регулирования земельных отношений:
а) Учетная функция. в) Плановая функция.
б) Охранительная функция. г) Управленческая функция.

4 Какая категория, характеризует пути, формы, способы влияния права на общественные отношения:
а) Политическое воздействие. в) Правовое воздействие.
б) Международное воздействие. г) Социально воздействие.
5 Какая функция представляет процесс предоставления и изъятие земель для государственных, общественных, местных нужд:
а) Распределительно-перераспределительная функция. в) Функция контроля за использованием и охраной земель.
б) Плановая функция. г) Управленческая функция.

6 Что проявляет специфические свойства права:
а) Предмет. в) Объект.
б) Метод. г) Функции.

7 Учетная функция применительно к земельным отношениям делится на:
а) Политическая. в) Экологическая.
б) Социальная. г) Экономическая.

8 Функция планирования использования земель и их охраны находится в непосредственной связи с………, поскольку вести планирование использования и охраны земель возможно лишь при наличии эти данных:
а) Налоговой. в) Экологией.
б) Кадастром . г) Политологией.

9 Коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, агролесомелиоративных, агротехнических и других мероприятий – является:
а) Охрана земель. в) Мелиорация земель.
б) Землеустройство земель. г) Мониторинг земель.

10 Одним из главных мероприятий по профилактике земельных правонарушений является:
а) Охрана земель. в) Мелиорация земель.
б) Землеустройство земель. г) Мониторинг земель.

Понятие и экономическая категория имущества
Тест
1 Какое имущество может быть делимым и неделимым:
а) Вещь. в) Недвижимое.
б) Движимое. г) Ценные бумаги.

2 К основным признакам недвижимости относятся:
а) Долговечность. в) Невозможно перемещать без ущерба.
б) Невозможно похитить. г) Высокая стоимость.

3 Основные типы недвижимости:
а) Земля. в) Вещи.
б) Жилье. г) Нежилые помещения.

4 Что является важной характеристикой недвижимости:
а) Целевое назначение. в) Принадлежность.
б) Обременение. г) Разрешенное использование.

5 Какие основные правомочия выделяют римские юристы:
а) Пользования вещью.
б) Извлечения доходов.
в) Распоряжения вещью.
г) Владения вещью.
д) Истребовать вещь из чужого владения.
е) Дарить.

6 Субъектами права собственности могут быть:
а) Физические лица. в) Органы местного самоуправления.
б) Юридические лица. г) РФ.

7 Когда возникает право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество после:
а) Купли-продажи. в) Государственной регистрации.
б) Строительстве. г) Аренде.

8 На каком основании не возникает право собственности:
а) Договора купли-продажи. в) Наследовании.
б) Дарения. г) Захвата.

9 С недвижимыми вещами могут быть связаны движимые вещи, называемые:
а) Делимые. в) Свободные.
б) Неделимые. г) Принадлежность.

10 В какой статье Гражданского кодекса РФ указано какие вещи относятся к движимым, а какие к недвижимым:
а) Ст. 132 ГК РФ. в) Ст. 130 ГК РФ.
б) Ст. 142 ГК РФ. г) Ст. 150 ГК РФ.

Ответить

Ваш email нигде не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>