База учебников, документов и методических разработок

Воспользуйтесь поиском и введите свой вопрос в форме ниже!

УМК Психология общения

[/

УМК Психология общения
СОДЕРЖАНИЕ

Наименование разделов стр.
1. Введение 4
2. Образовательный маршрут 6
3. Содержание дисциплины 7
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 24
5 Глоссарий 34
6. Информационное обеспечение дисциплины 37

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Учебно-методический комплекс по дисциплине (далее УМКД) «Психология общения» создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине. УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля.
Приступая к изучению новой учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.
По каждой теме в УМК перечислены основные понятия и термины, вопросы, необходимые для изучения (план изучения темы), а также краткая информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии.
Основные понятия курса приведены в глоссарии.
После изучения теоретического блока приведен перечень практических работ, выполнение которых обязательно. Наличие положительной оценки по практическим необходимо для получения зачета по дисциплине, поэтому в случае отсутствия на уроке по уважительной или неуважительной причине Вам потребуется найти время и выполнить пропущенную работу.
В процессе изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая 24ч. Содержание рубежного контроля (точек рубежного контроля) составлено на основе вопросов самоконтроля, приведенных по каждой теме. По итогам изучения дисциплины проводится дифференцированный зачет.
В зачетную книжку выставляется дифференцированная оценка. Зачет выставляется на основании оценок за практические и точки рубежного контроля.
В результате освоения дисциплины Вы должны уметь:
У 1. Применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
У 2. Использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

В результате освоения дисциплины Вы должны знать:
З 1. Взаимосвязь общения и деятельности;
З 2. Цели, функции, виды и уровни общения;
З 3. Роли и ролевые ожидания в общении;
З 4. Виды социальных взаимодействий;
З 5. Механизмы взаимопонимания в общении;
З 6. Техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
З 7. Этические принципы общения;
З 8. Источники, причины, виды, и способы разрешения конфликтов.
В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.
ПК 1.3. Проводить лабораторно-практические занятия в аудиториях, учебно-производственных мастерских и в организациях.
ПК 1.4. Организовывать все виды практики обучающихся в учебно-производственных мастерских и на производстве.
ПК 1.5. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
ПК 1.6. Анализировать занятия и организацию практики обучающихся.
ПК 2.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
ПК 2.2. Определять цели и задачи, планировать деятельность по педагогическому сопровождению группы обучающихся.
ПК 2.3. Организовывать различные виды внеурочной деятельности и общения обучающихся.
ПК 2.5. Обеспечивать взаимодействие членов педагогического коллектива, родителей (лиц, их заменяющих), представителей администрации при решении задач обучения и воспитания.
ПК 4.4. Обеспечивать соблюдение технологической и производственной дисциплины.
ПК 4.5. Обеспечивать соблюдение техники безопасности.

Внимание! Если в ходе изучения дисциплины у Вас возникают трудности, то Вы всегда можете прийти на дополнительные занятия к преподавателю, которые проводятся согласно графику. Время проведения консультаций Вы сможете узнать у преподавателя, а также познакомившись с графиком их проведения, размещенном на двери кабинета преподавателя.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

44.02.06 Профессиональное обучение (Строительство и эксплуатация зданий и сооружений)
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 48
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 24

44.02.06 Профессиональное обучение (Строительство и эксплуатация зданий и сооружений)
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 48
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия 24
контрольные работы
курсовая работа
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 24

Желаем Вам удачи!

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1 Теоретические основы психологии общения (4ч)

Тема 1.1 Понятие об общении.
Основные понятия и термины по теме: общение, коммуникация, интеракция, социальная перцепция.
План изучения темы:
1. Понятие общения, виды структура и функции.
2. Общение и личность. Общение и деятельность.
3. Общение и профессиональная деятельность.
4. Формы организации общения в деятельности мастера
5. Определите уровень своей общительности (тест В.Ф. Ряховского).
Краткое изложение теоретических вопросов:
1.Понятие общения, виды, структура и функции.
Общение (коммуникация, интеракция, социальная перцепция). Виды общения: 1. По контакту с собеседником (непосредственное, опосредованное; межличностное, массовое; ролевое, личностное).
2. По времени контакта (кратковременное, длительное).
3. По уровню передачи информации (вербальное, невербальное).
Функции общения (прагматическая, формирующая, подтверждающая, организация и поддержание межличностных отношений, внутриличностная)
2. Общение и личность.
Общительность. Общение и общительность. Потребность в общении. Характеристики личности (положительная направленность на людей, интеллектуальные: наблюдательность, сообразительность, любознательность, эмоциональные: доброжелательность, эмпатичность, волевые: самообладание, уравновешенность, смелость).
3. Общение и деятельность.
Деятельность. Виды деятельности. Ведущий вид деятельности. Коммуникативные навыки мастера ПО.
Тема 1.2 Многоплановый характер общения.
Основные понятия и термины по теме: общение, коммуникация, интеракция, социальная перцепция.
План изучения темы:
1. Общение как коммуникация.
2. Общение как межличностное взаимодействие.
3. Восприятие понимание в процессе общения.
Краткое изложение теоретических вопросов:
1. Общение как коммуникация.
Специфика обмена информации между людьми. Коммуникативные барьеры: барьеры понимания (фонематические, семантические, стилистические, логические), барьеры социально-культурного различия (социальные различия, политические различия, религиозные различия, профессиональные различия), барьеры отношения (неприязнь, недоверие собеседнику). Коммуникативные воздействия: авторитарная коммуникация, диалогическая коммуникация. Вербальная коммуникация (речь, виды речи), невербальная коммуникация (визуальные, акустические, тактильные, ольфакторные). Особенности коммуникации в процессе обучения.
Раздел 2 Прикладные аспекты психологии общения (6ч).
Тема 2.1 Межличностное взаимодействие в общении.
Основные понятия и термины по теме: трансакция, вербальная коммуникация, невербальная комуникация
План изучения темы:
1. Место взаимодействия в структуре общения.
2. Содержание и способы общения людей с помощью невербальных средств.
3. Развитие навыков саморегуляции.
Краткое изложение теоретических вопросов:
Тема 2.2 Роли и ролевые ожидания
Основные понятия и термины по теме: роль, ролевое ожидание, ролевой конфликт
План изучения темы:
1. Понятие социальной роли. Ролевые ожидания. Ролевой конфликт.
2. Виды социальных взаимодействий.
3. Формирование навыков социального взаимодействия.
4. Коммуникативные позиции и роли.
Краткое изложение теоретических вопросов:

Тема 2.3 Умение слушать и вести беседу.
Основные понятия и термины по теме:
План изучения темы:
1. Техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения.
2. Отработка навыков убеждающего воздействия.
Краткое изложение теоретических вопросов:
Слушание — процесс направленного восприятия слуховых и зрительных стимулов и приписывания им значения. Процесс активного слушания предполагает сосредоточение, понимание, запоминание, оценку, реагирование

Процесс активного слушания

Сосредоточение — это перцептивный процесс выбора и концентрации внимания на конкретных стимулах из всего множестве ДОСТИГАЮЩИХ наших органом чувств. Иначе говоря, выделение «фигуры из фона», то есть того главного, что нас интересует в данный момент. Мы можем повысить эффективность внимания; приготовившись слушать; полностью переключаясь с роли говорящего на роль слушателя; дослушивая до конца, прежде чем ответить; приспосабливая наше внимание к целям слушания в конкретной ситуации.
Понимание — это точная расшифровка поступающей информации путем присвоения ей правильного значения, то ость осмысления ее в одних понятийных категориях. Понимание требует эмпатии, распознавания или переживания чувств, мыслей и установок другого человека. Каждый слышит то, что понимает. Например, взрослый не всегда понимает ребенка, и это связано с тем, что у ребенка не сформировано понятийное мышление.
Запоминание — это способность сохранять информацию и воспроизводить ее, когда необходимо. Запоминание играет важную роль для сохранения содержания услышанного. С вами, вероятно, не раз случалось, что мы не могли вспомнить имя человека, который был представлен мам несколько минут назад. Для лучшего запоминания можно использовать такие приемы как повторение, записи, ассоциации и др.
Анализ или критическое слушание — это процесс определения, насколько правдивой и достоверной является услышанная информация. Если вы не сумеете критически выслушать сказанное, можете неосмотрительно согласиться с определенными идеями или планами, которые но соответствуют вашим ценностям и помешают достижению наших целой или введут других в заблуждение. Вы слушаете критически, когда: задаетесь вопросом. подкреплено ли умозаключение весомыми фактами; обоснованна ли связь между умозаключением и доказательствами; нет ли какой-нибудь известной вам информации, которая снижала бы логичность умозаключения.
Реагирование предполагает адекватную реакцию слушающего на вербальном и невербальном уровнях. Эмпатическое реагирование даёт людям информацию о них самих, их поведении, поддерживает, одобряет, успокаивает.
Эффективность процесса слушания зависит от следующих факторов;
Объективные факторы.
• шумы и помехи;
• акустические характеристики помещения;
• микроклимат в помещении (температура, влажность и т.п.).
Субъективные факторы:
• воля слушателя (считается, что мужчины являются более внимательными слушателями);
• темперамент человека (эмоционально-устойчивые люди — сангвиники, флегматики — более внимательны, чем холерики и меланхолики);
• интеллектуальные способности.
Эффективное слушание предполагает наличие у человека четырех основных ментальных способностей:
• слуховая способность;
• внимательность;
• способность к пониманию;
• способность к запоминанию.
Поэтому развитие навыков слушания должно основываться на развитии перечисленных способностей.
Виды слушания
В зависимости от нашего собеседника и от той информации, которую получаем от него, мы применяем различные виды слушания. К ним относятся: активное, пассивное и эмпатическое слушание.
Чтобы эффективно проявлять эмпатию к собеседнику, необходимо:
• Проникнуться уважением к человеку, сосредоточившись на том, что он говорит.
• Сконцентрировать внимание на понимании вербальных и невербальных сигналов.
• Использовать для выяснения эмоционального состояния человека поведенческие сигналы.
• Попытаться испытывать те же чувства вместе с человеком или представить себе, что бы вы чувствовали в сходных обстоятельствах, или испытать чувства заботы, сострадания по отноше¬нию к этому человеку.
• Отреагировать согласно вашим чувствам.
Умение слушать является важнейшим условием не только продуктивного общения, но и процесса обучения. Для овладения знаниями необходимо обладать навыками слушания публичных выступлений.
Слушание публичного выступления
При слушании выступления необходимо более четко определить для себя ту цель, с которой вы будете слушать. Далее необходимо организовать свою работу в процессе слушания в соответствии с принципами его эффективности.
Принципы эффективного слушания основываются на готовности и желании слушать. На отношение слушателя могут влиять его знания и опыт по обсуждаемому вопросу. Образованный человек обычно более внимателен, чем необразованный
В качестве вспомогательных средств, улучшающих навыки слушания, можно назвать следующие:
1) умение концентрироваться;
2) умение анализировать содержание;
3) умение слушать критически;
4) умение конспектировать.
Ведение беседы
Беседа — способ межличностной коммуникации. Это направляемое участниками, неформальное, неподготовленное взаимодействие, последовательный взаимообмен мыслями, чувствами двух и более людей.
Данное определение выделяет несколько ключевых черт.
• Беседа направляется участниками, которые сами определяют, кто будет говорить, каковы тема, порядок и продолжительность выступлений.
• Беседа предполагает взаимодействие, следовательно, как минимум два человека говорят и слушают.
• Беседа предполагает экспромт, то есть участники не выучили наизусть то, о чем будут говорить.
• Беседа организована во времени и имеет начало, середину и конец.
Если люди удовлетворены разговором, они с удовольствием будут продолжать общение и в следующий раз. Если результат беседы был неудовлетворительным, то люди склонны избегать друг друга и не тратить время и силы на последующие попытки развить отношения.
Выделяют два типа бесед:
• непринужденные беседы, при которых темы обсуждаются спонтанно;
• деловое обсуждение проблем, характеризующееся согласием участников обсудить и решить конкретные проблемы или планировать возможные направления действий.
Деловая беседа может быть:
а) стандартизированная (точно сформулированные вопросы задаются всем опрашиваемым).
б) нестандартизированная (вопросы задаются в свободной форме).
Варианты развития диалога в беседе:
1) расспрос одного участника другим с целью получения информации;
2) сообщение определенной информации другому партнеру;
3) внимательное слушание партнера.
Техника расспроса в беседе:
1) разговорить партнера, настроить его на тему и проблему беседы;
2) стимулировать начало высказывания партнера;
3) стимулировать развернутость высказывания;
4) уточнять и оценивать поступающую информацию.
Техника информирования в беседе:
1) сформировать установку на восприятие;
2) заинтриговать (темой, новизной, позицией);
3) последовательно изложить суть информации.
Техника слушания в беседе:
1–й тип. Слушание как понимание смысла:
а) мобилизация внимания;
б) уточнение содержания;
в) перефразировка.
2–й тип. Техника слушания как сопереживание:
а) понять эмоциональное состояние;
б) проникнуть в причины, вызвавшие это состояние;
в) себя поставить на место партнера;
г) оценить ситуацию с позиции партнера.
При анализе беседы обратить внимание на:
1) эмоциональное впечатление от беседы;
2) приемы поощрения собеседника, использованные в процессе проведения беседы;
3) особенности поведения собеседника: мимика, жесты, интонация речи, оговорки и др.;
4) вопросы, на которые собеседник отвечал наиболее активно;
5) характер окончания беседы;
6) задачи, решенные в результате беседы.
Эффективность беседы
Несмотря на то что наши разговоры кажутся случайными, на самом деле они основаны на правилах — неписаных законах, которые определяют, какое поведение обязательно, предпочтительно или запрещено в определенном контексте.
Четыре особенности правил бесед формируют поведение участников: правила оставляют возможность выбора, предписывают, вытекают из контекста и определяют уместное поведение.
Эффективные беседы опираются на принцип сотрудничества, который предполагает, что разговор эффективен, когда участники объединяются вместе для достижения целей беседы и разговор приятен для каждого из них. Принцип сотрудничества, в свою очередь, характеризуется шестью правилами: количество, качество, уместность, хорошие манеры, нравственность и вежливость.
Успешность деловой беседы зависит:
а) от степени ее подготовленности (наличие цели, плана беседы, учета возрастных и индивидуальных особенностей и условий проведения);
б) от искренности даваемых ответов (наличие доверительности, такта, правильности постановки вопросов).
В ситуации деловой беседы слушающим присуши практически те же недостатки, что и при прослушивании публичного выступления. Между тем одна из целей коммуникации состоит в том, чтобы узнать как можно больше о своем собеседнике: понять его психологию и ход мысли, оценить его деловые возможное, вникнуть в подтекст. Достичь этой цели можно, только будучи внимательным и активным слушателем. Навыки такого слушания можно развить, соблюдая следующие
правила эффективного слушания:
1) Настройтесь на тему беседы, ощутите внутреннюю заинтересованность.
2) Сядьте поудобнее, но не расслабляйтесь, так как расслабленность отрицательно действует на мозг, мешает внимательно слушать, правильная поза помогает сосредоточиться.
3) Во время беседы не смотрите на посторонние предметы — это отвлекает, нервирует собеседника. Отмечено, что женщины больше мужчин подвержены обратной связи, поэтому, слушая женщину, чаше смотрите ей в глаза.
4) Слушайте с интересом — это поможет создать атмосферу взаимной симпатии и уважения между вами и собеседником.
5) Не прерывайте партнера в разговоре, дайте ему возможность высказать свою мысль до конца.
6) Слушая, выделяйте главные мысли говорящего и старайтесь правильно понять их.
7) Быстро сопоставляйте полученную информацию с собственной и сразу мысленно возвращайтесь к основному содержанию разговора
8) Во время пауз в разговоре постарайтесь два-три раза мысленно обобщить услышанное.
9) По ходу беседы старайтесь прогнозировать то, что будет сказано дальше. Это хороший метод запоминания главных положений беседы.
10) Не спешите с оценкой результатов беседы. Выслушайте.

Тема 2.4 Общение и индивидуальные особенности человека.
Основные понятия и термины по теме: темперамент, характер, индивидуальность
План изучения темы:
1. Общение и темперамент.
2. Общение и характер человека.
3. Выявление индивидуальных особенностей восприятия человеком других людей.
4. Самооценка практических навыков общения.
Краткое изложение теоретических вопросов:
Темперамент—это динамическая характеристика психологической деятельности человека. Важно помнить, что нет лучших или худших темпераментов. На базе любого темперамента можно воспитать в себе определенные черты личности и разумно использовать их в конкретной деятельности. Темперамент ярко характеризует поведение человека, его деятельность и общение с другими людьми. Необходимо знать особенности своего темперамента и учитывать их при установлении контактов с клиентами (партнерами, коллегами), чтобы успешно избегать конфликтных ситуаций.
Люди с резко выраженными чертами определённого темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу. Одна из наиболее распространенных в отечественной литературе классификаций типов темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический.Особенности темперамента часто маскируются характером. Характер – неповторимое, индивидуальное сочетание особенностей личности.
Характер проявляется в следующих чертах:
1. отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу: индивидуализм; коллективизм (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим людям, и противоположные черты — замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям);
2. черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость, и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность);
3. черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность, и противоположные ей черты: самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм — как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания, эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);
4. черты, характеризующие отношение человека к вещам: (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).
Еще в древности ученых интересовало, почему при взаимодействии с одними и теми же явлениями люди ведут себя по-разному? Потому что каждый человек обладает индивидуальностью – своеобразными физическими, физиологическими, психологическими социальными качествами и свойствами Темперамент, характер, воля, способности и эмоции — это те индивидуальные психологические особенности личности, которые определяют индивидуальность и влияют на ход делового общения.
Тема 2.5 Этические принципы общения.
Основные понятия и термины по теме
План изучения темы:
1. Принципы профессиональной этики общения.
2. Нравственные эталоны и образцы поведения.
Краткое изложение теоретических вопросов:
Профессиональная этика регулирует отношения людей в основной сфере общественной жизни – трудовой деятельности (материально-производственной, хозяйственно-экономической, духовной, культурной и др.).
Профессиональная нравственность является конкретизацией общечеловеческих принципов морали применительно к условиям деятельности в рамках той или иной профессии. Другими словами, ее существование обусловлено особенностями трудовой деятельности человека (спецификой труда, корпоративными интересами и т. д.). Люди, выполняющие в обществе одинаковые функции, в процессе своей деятельности вырабатывают и единые нравственные нормы, смысл которых заключается в эффективном содействии решению профессиональных задач, совершенствованию личности специалиста.
Основными категориями этики, которые создают основу профессиональной этики, являются понятия, отражающие нравственные ценности общества. Это такие этические категории как: добро и зло, совесть, честь смысл жизни, счастье…..
Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.
Профессиональная этика изучает:
— отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;
— нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;
— взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;
— особенности профессионального воспитания.
Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общий компонент профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают: а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность); б) особое понимание долга и чести; в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности. Частный компонент вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются в моральных кодексах — требованиях по отношению к специалистам.
Тема 2.6 Конфликты и пути их разрешения.
Основные понятия и термины по теме
План изучения темы:
1. Виды, структура, предпосылки возникновения конфликта.
2. Стратегии поведения и способы разрешения конфликта.
3. Анализ конфликтных ситуаций.
4. Отработка навыков конструктивного общения.
5. Формирование ведения конструктивного диалога.
6. Пути разрешения конфликтных ситуаций.
Краткое изложение теоретических вопросов:
Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены – слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта. Однако сам по себе «конфликтоген-одиночка» не способен привести к конфликту. Для этого должна возникнуть цепочка конфликтогенов – их эскалация, т. е. когда на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто выбирая самый сильный из всех возможных.
Конфликт (столкновение) – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрений, взглядов партнеров по общению.
Существуют следующие виды конфликтов.
Внутриличностный конфликт возникает из-за состояния неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанного с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений и потребностей.
Межличностный конфликт является самым распространенным типом конфликта; он возникает между людьми из-за несовместимости их взглядов, интересов, целей, потребностей.
Межгрупповой конфликт происходит вследствие столкновения интересов различных групп.
Конфликт между группой и личностью проявляется как противоречие между ожиданиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и общения.
Возникновение конфликта возможно по разным причинам и обстоятельствам, например, он может являться результатом недостаточного понимания в процессе общения, неверных предположений по отношению к действиям собеседника, различий в планах и оценках. Причинами конфликта могут быть: индивидуально-личностные особенности партнера по общению; неумение (нежелание) контролировать свое эмоциональное состояние; бестактность и отсутствие желания трудиться, а также потери интереса к работе.
Деструктивные конфликты – это конфликты, при которых разрушаются межличностные связи, резко снижается эффективность работы, а решение проблемы становится невозможным.
Конструктивные конфликты не выходят за рамки деловых отношений и предполагают пять стратегий поведения: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление и избегание.

1. Соперничество – это открытая «борьба» за свои интересы. Данная стратегия используется тогда, когда человек обладает сильной волей, властью и достаточным авторитетом. Однако соперничество редко приносит долгосрочные результаты; тот, кто сегодня проиграл, впоследствии может отказаться от сотрудничества. Поэтому эта стратегия не может быть использована в личных близких отношениях.
2. Сотрудничество – это поиск решения, удовлетворяющего интересы двух сторон. Такая стратегия ведет к успеху в делах и личной жизни, так как в процессе разрешения конфликта есть стремление к удовлетворению нужд всех. Специалисты рекомендуют начать реализацию этой стратегии с фраз типа: «Я хочу справедливого исхода для нас обоих», «Давайте посмотрим, что можно сделать, чтобы получить то, что мы оба хотим» и т. п.
Доказано, что при выигрыше двух сторон они более склонны исполнять принятые решения. Сотрудничество предполагает умение (желание) сдерживать свои эмоции, объяснять свои решения (аргументировать требования) и выслушивать другую сторону. При сотрудничестве происходит приобретение совместного опыта работы и вырабатываются навыки слушания.
3. Компромисс – это урегулирование разногласий через взаимные уступки. Такая стратегия эффективна тогда, когда обе стороны желают одного и того же, но точно знают, что одновременно их желания невыполнимы (например: желание занять одну и ту же должность).
Как правило, компромисс позволяет хоть что-то получить, чем все потерять, и дает возможность выработать временное решение, если на выработку другого нет времени.
4. Избегание – это стремление выйти из конфликта, не решая его, не настаивая на своем, но и не уступая своего. Данную стратегию рекомендуется использовать в случаях, когда одна из сторон чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Более того, уход или отсрочка позволяет предположить, что за это время ситуация может разрешиться сама собой или вы сможете ею заняться, когда будете обладать достаточной информацией или желанием разрешить ее.
5. Приспособление представляет собой тенденцию к сглаживанию противоречий, поступаясь своими интересами. Если нужда другого человека окажется более важной, чем ваша, а переживания – сильнее, то эта стратегия является единственной для разрешения конфликта.
Понятно, что ни одна стратегия поведения в продуктивном конфликте не может считаться лучшей, поэтому важно научиться эффективно, использовать каждую из них, учитывая обстоятельства и ситуацию.
Причины конфликтов в организации.
Перечислим наиболее значимые причины:
• Несовпадающие интересы и ценности у сотрудников.
• Нехватка и неравномерное распределение значимых для равных по статусу коллег производственных благ. Например, техническое оснащение, премия, организация рабочего пространства, канцелярские принадлежности и др.
• Объективно недостаточное материально-техническое оснащение профессиональной деятельности сотрудников.
• Слабая организационная культура, не регламентирующая нормы и правила профессиональных отношений.
• Неправомерные или непонятные действия коллег, имеющие для Вас значение или направленные на Вас.
• Причины субъективного характера, возникающие в связи с развитием неформальных отношений в трудовом коллективе ( психологическая несовместимость коллег по типу темперамента, недостаточный уровень профессионализма, отсутствие волевых качеств у сотрудника и слабые самоконтроль и саморегуляция поведения, наличие в трудовом коллективе лидеров, провоцирующих на конфликт – частый пример развития конфликтных отношений в профессиональной сфере).
Помимо причин возникновения конфликтных отношений в профессиональном коллективе работников организации, конфликты могут возникать по причинам, связанным с деятельностью руководства. Как показывает многолетняя практика, основные причины конфликтов в следующем:
недостаточная мотивация профессиональных обязанностей или неподходящая для данного коллектива работников;
недостаточное предоставление работникам материально-технического оснащения, отсутствие заботы об организации внешних условий труда;
не согласующееся демонстрационное поведение руководства с реальными обстоятельствами труда;
допущения кадровых ошибок, неграмотное распределение между сотрудниками их профессиональных обязанностей.
На поведение людей в конфликтах влияет процесс научения. При затяжном конфликте оппоненты обычно хорошо друг друга изучают и начинают уже предпринимать те или иные действия, ориентируясь на особенности характера, типичные эмоциональные реакции, то есть могут достаточно хорошо прогнозировать действия противоположной стороны. Это позволяет им расширить сферу применяемых тактик и стилей поведения с «коррекцией» на особенности оппонента. Таким образом, действия оппонентов становятся в известной мере взаимообусловленными, что позволяет оказывать на них влияние.
Источники или причины конфликтов увеличивают вероятность их возникновения, однако, даже при большой возможности конфликта стороны могут не захотеть вступить в конфликтное взаимодействие. Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат. Вступив же в конфликт, как правило, каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения, достигнута ее цель и мешает другой стороне делать то же самое. Здесь необходимо управление конфликтом. В зависимости от того, насколько эффективным оно будет, последствия конфликта станут функциональными или дисфункциональными. Это в свою очередь повлияет на вероятность возникновения последующих конфликтов.
При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную роль, то есть быть функциональными, способствовать в дальнейшем достижению целей организации.
1.Основные функциональные последствия конфликтов.
Выделяют следующие основные функциональные последствия конфликтов для организации:
1. Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и в результате люди чувствуют себя причастными к решению важной для них проблемы.
2. Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
3. Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов и могут использовать его в будущем.
4. Эффективное разрешение конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый «синдром покорности» — страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старших по должности.
5. Улучшаются отношения между людьми.
6. Люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.
2. Основные дисфункциональные последствия конфликтов:
1. Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.
2. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
3. Представление о противоположной стороне как о «враге», о своей позиции — как об исключительно положительной, о позиции оппонента — только как об отрицательной.
4. Сворачивание или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной, препятствующее решению производственных задач.
5. Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
6. Чувство обиды, неудовлетворенности, плохое настроение, текучесть кадров.

Различают структурные (организационные) и межличностные способы управления конфликтами.
В работах по управлению, особенно ранних, подчеркивалась важность гармоничного функционирования организации. Представители административного направления считали, что если найти хорошую формулу управления, то организация будет действовать как отлаженный механизм. В рамках этого направления разрабатывались структурные методы управления конфликтами.
1. Четкая формулировка требований. Одним из лучших методов управления, предотвращающих дисфункциональные конфликты, является разъяснение требований к результатам работы каждого конкретного работника и подразделения в целом; наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил выполнения работы.
2. Использование координирующих механизмов. Строгое соблюдение принципа единоначалия облегчает управление большой группой конфликтных ситуаций, так как подчиненный знает, чьи распоряжения он должен выполнять. Если у работников есть разногласия по какому-либо производственному вопросу, они могут обратиться к «третейскому судье» — их общему начальнику (об этом методе мы чуть ниже поговорим подробнее). В некоторых сложных организациях создаются специальные интеграционные службы, задачей которых служит увязка целей различных подразделений.
3. Становление общих целей, формирование общих ценностей. Этому способствует информированность всех работников о политике, стратегии и перспективах организации, а также их осведомленность о состоянии дел в различных подразделениях. Очень эффективным оказывается формулирование целей организации на уровне целей общества. Например, работники фирмы «Макдональдс» считают главной целью своего нелегкого труда – вкусно и быстро накормить американцев, имеющих ограниченные средства (а они составляют немалую часть общества).
Осознание этой «социальной миссии» сплачивает коллектив, что, естественно, приводит к сокращению дисфункциональных конфликтов. К сожалению, мы пока еще не можем привести аналогичный пример из практики отечественных организаций.
Наличие общих целей позволяет людям понять, как им следует вести себя в конфликтных ситуациях, превращая их в функциональные.
1. Система поощрений. Установление таких критериев эффективности работы, которые исключают столкновение интересов различных подразделений и работников. Например, если премировать работников службы техники безопасности за количество выявленных нарушений правил безопасности, это приведет к нескончаемому дисфункциональному конфликту с производственными и эксплуатационными службами. Если поощрять всех работников за устранение выявленных нарушений, это приведет к снижению конфликтности и повышению безопасности.

Задания для самостоятельного выполнения
Раздел 1.Привести примеры коммуникативных барьеров и рассмотреть способы их устранения. Подготовить сообщение на тему «Особенности общения людей в современном мире». 8
Раздел 2. Представить описание психологических черт конфликтной личности. Представить точку зрения по вопросу «Как повысить свою самооценку?»
Подготовить публичное выступление по деловой тематике. Подготовить сообщение по теме «Роль и значение стереотипов в восприятии человека человеком». 12

Форма контроля самостоятельной работы:

Самостоятельная работа студентов заключается в подборе и изучении специальной литературы, нормативных документов, использовании компьютерной техники, составлении технологических схем, решении творческих задач, вычерчивании чертежей в карандаше.

Наименова-ние разделов
и тем Самостоят. работа
студента, час вид работы содержание форма отчетности
1 2 3 4 5
Раздел 1.
Теоретические основы психологии общения 8
4 Привести примеры коммуникативных барьеров и рассмотреть способы их устранения. Подготовить сообщение на тему «Особенности общения людей в современном мире». Краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста.
Структура конспектирования:
1.Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.
2. Составить план — основу конспекта.
3. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений. Конспект
4 Подготовить сообщение на тему «Особенности общения людей в современном мире». Краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста.
Структура конспектирования:
1.Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.
2. Составить план — основу конспекта.
3. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений. Конспект
Раздел 2.
Прикладные аспекты психологии общения 12
4 Представить описание психологических черт конфликтной личности. Представить точку зрения по вопросу «Как повысить свою самооценку?»
Краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста.
Структура конспектирования:
1.Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.
2. Составить план — основу конспекта.
3. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений. Конспект
4 Подготовить публичное выступление по деловой тематике. Краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста.
Структура конспектирования:
1.Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.
2. Составить план — основу конспекта.
3. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений. Конспект выступления
4 Подготовить сообщение по теме «Роль и значение стереотипов в восприятии человека человеком». Краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста.
Структура конспектирования:
1.Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.
2. Составить план — основу конспекта.
3. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений. Конспект

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел учебной дисциплины Форма текущего контроля и оценивания
Раздел 1 Теоретические основы психологии общения.
Тема 1.1. Понятие об общении.
Тема 1.2. Многоплановый характер общения.
Контрольная работа по изученным темам.
Раздел 2 Прикладные аспекты психологии общения.
Тема 2.1. Межличностное взаимодействие в общении.
Тема 2.2. Роли и ролевые ожидания.
Тема 2.3. Умение слушать и вести беседу.
Тема 2.4. Общение и индивидуальные особенности человека.
Тема 2.5. Этические принципы общения.
Тема 2.6. Конфликты и пути их разрешения.

Семинары.
Техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения.
Содержание и способы общения людей с помощью невербальных средств.
Нравственные эталоны и образцы поведения
Практические занятия.
Отработка навыков убеждающего воздействия
Развитие навыков саморегуляции.
Анализ конфликтных ситуаций.

УД (в целом): дифференцированный зачет

Оценка освоения учебной дисциплины
Общие положения
Основной целью оценки освоения учебной дисциплины является оценка освоенных умений и усвоенных знаний.
Итогом зачета является качественная оценка от 2-х до 5-ти.
Критерии оценивания дифференцированного зачета
Оценка Критерии оценки

5 Полное и систематическое изложение материала, правильная формулировка выводов и обобщений, свободное оперирование известными фактами, выполнение заданий характера
4 Отдельные, несущественные ошибки в изложении материала, некоторая неточность формулировок выводов и обобщений, выполнение заданий творческого характера с незначительной помощью преподавателя
3 Неполное, логически не последовательное изложение материала, затруднения в формулировании мысли, выводов и обобщений, выполнение заданий воспроизводящего характера с помощью преподавателя
2 Неполное, бессистемное изложение материала, неумение делать обобщение и выводы, учащийся не может ответить на наводящие вопросы преподавателя

Дифференцированный зачет

Типовые вопросы для оценки освоения разделов учебной дисциплины
Проверяемые результаты обучения по разделам 1-2 учебной дисциплины

1. Понятие общение. Уровни общения.
2. Структура, виды и функции общения.
3. Общение и личность.
4. Общение и деятельность.
5. Общение как коммуникация.
6. Коммуникативные барьеры.
7. Вербальные средства общения.
8. Невербальные средства общения.
9. Общение как взаимодействие.
10. Ритуалы, их виды и особенности.
11. Видя взаимодействия.
12. Основные понятия трансактного анализа Э. Берна.
13. Общение как восприятие людьми друг друга.
14. Механизмы восприятия.
15. Эффекты межличностного восприятия.
16. Феномены формирования первого впечатления.
17. Понятия социальные роли. Ролевые ожидания.
18. Техники и приемы общения.
19. Правила слушания и ведения беседы.
20. Общение и темперамент.
21. Общение и характер.
22. Принципы профессиональной этики общения.
23. Нравственные эталоны и образцы поведения.
24. Понятие конфликт.
25. Виды, структура, предпосылки возникновения конфликта.
26. Стратегии поведения и способы разрешения конфликта.
27. Конструктивные и деструктивные конфликты.
28. Имидж как воспринимаемый или передаваемый образ.
29. Особенности коммуникации в педагогическом процессе.
30. Установки и стереотипы в восприятии людей друг друга.

Билет №1
1. Понятие общение. Уровни общения.
2. Назвать приемы, позволяющие помочь себе в стрессовой ситуации.

Билет №2
1. Структура, виды и функции общения.
2. Назвать типы темперамента. Объяснить, как влияет темперамент человека на процесс общения.

Билет №3
1. Общение и личность.
2. Объяснить, как влияет интроверсия и экстраверсия на процесс общения.

Билет №4
1. Общение и деятельность.
2. Сформулировать правила культуры общения.

Билет №5
1. Общение как коммуникация.
2. Показать на конкретных примерах использование «правила Сократа» и «тактики бутерброда»
Билет №6
1. Коммуникативные барьеры.
2. Напишите текст небольшого выступления «Свободный рассказ о себе», который мог бы быть Вашей своеобразной рекламой.

Примерная модель свободного рассказа о себе:
Меня зовут … .
Где родились, откуда приехали, где сейчас живёте, учитесь.
По характеру я человек … .
Моими сильными сторонами, как мне кажется, являются … .
Мои друзья считают меня … .
В будущем я бы хотел … .
Я надеюсь на то, что … .
Билет №7
1. Вербальные средства общения.
2. Выделить элементы коммуникативного процесса.
«Генеральныйдиректорторговойфирмырешилобсудить с менеджерамимагазиноввопросо состоянии и улучшении качества торгового обслуживания населения на совещании».

Билет №8
1. Невербальные средства общения.
2.Завершить фразу. Рукопожатия делятся на три типа: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), … ( ), …( ).
Билет №9
1. Общение как взаимодействие.
2. Определить, какие черты в данном списке принадлежат Родителю, Взрослому и Ребенку (в соответствии с концепцией Э. Берна).

Раскованность, жизнерадостность, бедность фантазии, недооценка эмоциональной стороны жизни, импульсивность, покровительство, безапелляционность, богатая фантазия, сознание собственного превосходства, любопытство, уверенность, трезвость в оценках, несдержанность.

Билет №10
1. Ритуалы, их виды и особенности.
2. Как поведут себя люди с различными типами темперамента в следующих ситуациях:

а) По неожиданному требованию начальника нужно срочно приехать на работу в выходной.
б) Человек опаздывает на поезд из-за поломки машины.
в) Происходит сбой в работе компьютера и потеряно большое количество информации.

Билет №11
1. Видя взаимодействия.
2. Объяснить, как влияют социально-психологические черты личности на аттракцию.

Билет №12
1. Основные понятия трансактного анализа Э. Берна.
2. Определить виды общения в следующих ситуациях. (Вариантов ответа может быть несколько.)
а) Оказавшись в скучной компании, парень рассказывает веселые истории и анекдоты.
в) Заметив знакомую, идущую по другую сторону дороги, девушка приветливо улыбнулась ей и помахала рукой.
г) Мэр города обращается по радио к горожанам с призывом принять активное участие в субботнике. д) Продавец ручных пылесосов, привлекая внимание потенциальных покупателей, демонстрирует достоинства товара и сообщает, что цена на следующую партию будет уже выше.

Билет №13
1. Общение как восприятие людьми друг друга.
2. Указать в отношении каждой из данных конфликтных ситуаций наиболее оптимальные стратегии поведения (сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление). Опишите конкретные действия всех возможных участников конфликта.

а) У жильцов с верхнего этажа в их отсутствие прорвало трубу с горячей водой, в результате чего были залиты две нижние квартиры, не так давно отремонтированные хозяевами. Встает вопрос, кто будет оплачивать новый ремонт?
б) Две фирмы занимают одно большое помещение и пользуются одним телефоном. В конце каждого месяца между их руководителями возникает спор по поводу оплаты за аренду и услуги связи.
в) Директор частной фирмы обещал своим сотрудникам солидную премию к Новогодним праздникам. Но из-за срыва партнерами поставки крупной партии товара прибыль оказалась незначительной, что не позволило руководству выполнить свое обещание. Среди работников фирмы зреет недовольство.

Билет №14
1. Механизмы восприятия.
2. Ориентируясь на психологические особенности партнера, напишите максимальное количество рекомендаций по оптимизации межличностного взаимодействия в каждой ситуации:

а) В коммунальной квартире проживает множество людей, среди которых пожилая женщина, отличающаяся такими чертами как раздражительность, сварливость, недовольство окружающими. Из-за ее вспыльчивости ежедневно возникают конфликты с соседями.
б) С начала семестра студент чувствует неприязнь со стороны преподавателя, который игнорирует его на семинарах, занижает оценки за ответы. Студент беспокоится о предстоящем экзамене.
Билет №15
1. Эффекты межличностного восприятия.
2. Определить, какие черты характера проявляются в следующих ситуациях:
а) Человек тщательно готовится к публичному выступлению.
б) Студент сильно волнуется перед экзаменами.
в) В компаниидрузей он всегда в центре внимания.
г) Юноша прикладывает максимум усилий, чтобы попасть на международные соревнования.
д) Даже незначительная критика вызывает у него негативную реакцию.

Билет №16
1. Феномены формирования первого впечатления.
2. Проанализировать ситуацию.
Молодой девушке (22 года), только что окончившей университет, предстоит встреча с руководителем фирмы, в которой она хочет работать, по поводу ее трудоустройства. Девушка крайне заинтересована в получении этого места. Опишите детали ее имиджа и поведения в момент встречи

Билет №17
1. Понятия социальные роли. Ролевые ожидания.
2. Назвать и объяснить сущность стереотипов, влияющих на восприятие других людей.

Билет №18
1. Техники и приемы общения.
2. Проанализировать ситуацию.
Студент не согласен с оценкой преподавателя и считает, что он прав, а преподаватель ошибается. Как ему обратиться к преподавателю, чтобы разговор получился продуктивным?

Билет №19
1. Правила слушания и ведения беседы.
2. Проанализировать ситуацию и ответить на поставленный вопрос. Произошел конфликт между двумя студентами. Выполняя совместно реферативную работу, один из них сделал большую ее часть, второй принял незначительное участие в работе, однако на семинаре он защитил ее целиком и получил высокую оценку. Первый же отсутствовал на семинаре по болезни и не смог выступить с сообщением, поэтому получил оценку ниже. Как им строить отношения друг с другом и с преподавателем?

Билет №20
1. Общение и темперамент.
2. Объяснить смысл жестов.

Билет №21
1. Общение и характер.
2. Найти допущенные ошибки и указать правильные варианты построения предложений: «Мое мнение к нему как к человеку неплохое», «У нас самая дешевая стоимость товаров», «Возведение основного корпуса завода совпало с резким ухудшением климатических условий», «Эта фирма давно стремиться получить первую скрипку в деловом мире».

Билет №22

1. Принципы профессиональной этики общения.
2. Объяснить смысл жестов.

Билет №23
1. Нравственные эталоны и образцы поведения.
2. Объяснить свое поведение в ситуации: во время выступления перед аудиторией вы забыли дальнейший текст.

Билет №24
1. Понятие конфликт.
2. Объяснить свое поведение в ситуации: во время выступления перед аудиторией вы постоянно получаете реплики из зала

Билет №25
1. Виды, структура, предпосылки возникновения конфликта.
2. Назвать вежливые формы обращения с просьбой (прошу вас, будьте так любезны и т.п.), затем вежливые формы отказа (к сожалению, не смогу вам помочь; это не в моих силах и т.п.)Найдите формулы просьбы и отказа, уместные в общении с коллегой, с вышестоящим лицом, с клиентом фирмы.

Билет №26
1. Стратегии поведения и способы разрешения конфликта.
2. Объяснить, почему следующие фразы неудачны в деловом общении: «Я не знаю», «Вы должны».

Билет №27
1. Конструктивные и деструктивные конфликты.
2. Смоделировать ситуации манипулятивного общения, например: вам необходимо попасть на киносеанс, а вы забыли билет. Найдите подход к билетерше, если это:
— молодая симпатичная девушка;
— женщина средних лет, которая стремится выглядеть моложе;
— пожилой мужчина интеллигентного вида

Билет №28
1.Имидж как воспринимаемый или передаваемый образ.
2. Объяснить Типичные ошибки при постановке вопросов и способы их преодоления.
Почему? Почему вы не …? Как вы могли согласиться …

Билет №29
1. Особенности коммуникации в педагогическом процессе.
2. Дать такой ответ на замечание начальника, который:
а) может спровоцировать конфликт;
б) поможет избежать конфликта.

Замечание: «В вашем отчете много недоработок. Я не могу его принять».

Билет №30
1. Установки и стереотипы в восприятии людей друг друга.
2. Дать такой ответ на реплику начальника, который:
а) может спровоцировать конфликт;
б) поможет избежать конфликта.

.

Реплика:«Я не могу сейчас вас принять,
хотя вчера мы об этом условились»

Направленность и структура контрольно-оценочных материалов (КОМ) для итоговой аттестации по учебной дисциплине
Направленность освоенных умений на формирование ОК

Коды проверяемых умений Коды компетенций, на формирование которых направлены умения

У.1.Применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
У.2.Использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

ОК 1., ОК 2, ОК 4, ОК 6,
ОК 7, ОК 8.

ОК 2, ОК 6., ОК 7, ОК 8.

Направленность усвоенных знаний на формирование ОК

Коды проверяемых знаний Коды компетенций, на формирование которых направлены знания
З.1. Взаимосвязь общения и деятельности;
З.2. Цели, функции, виды и уровни общения;
З.3. Роли и ролевые ожидания в общении;
З.4. Виды социальных взаимодействий;
З.5. Механизмы взаимопонимания в общении;
З.6. Техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
З.7. Этические принципы общения;
З.8. Источники, причины, виды, и способы разрешения конфликтов.

ОК 1.

ОК 2., ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8.

ОК 1, ОК 2,

ОК 4, ОК 9.

ОК 2, ОК 6, ОК 8.

Глоссарий

Авторитетность — способность человеке иметь определенный вес среди людей, пользоваться их признанием и уважением
Аттракция — познание другого человека, основанное на устойчивом позитивном чувстве к нему.
Беседа — направляемое участниками, неформальное, неподготовленное взаимодействие, являющееся последовательным взаимообменом мыслями и чувствами между двумя и более людьми. Вербальное общение — общение посредством речи Внутренняя речь — беззвучная, мысленная речь, которая возникает в тот момент, когда мы думаем о чем-либо, решаем а уме какие-либо задачи, мысленно составляем планы и т п
Диалог — разновидность речи, при которой происходит обмен взаимообусловленными высказываниями-репликами
Дискуссия — форма диалога, в процессе которой сталкиваются различные, как правило, противоположные точки зрения
Диспут — форма организации подготовленной публичной речи на заданную тему, в ходе которой высказываются разнообразные точки зрения, осуществляется под руководством ведущего.
Жест — движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире.
Идентификации — познание другого человека, при котором предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.
Интеракция — взаимодействие людей в процессе общения, организация совместной деятельности.
Интервью — метод получения, сбора сведений путем беседы, общения с другими людьми.
Имидж — воспринимаемый и передаваемый образ человека.
Имиджмейкер — специалист по формированию имиджа.
Интериоризация — переход действия во внутренний план.
Интроверсия — обращенность сознания человека к самому себе, ориентация личности на свой внутренний мир.
Инцидент — ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия в их интересах и целях.
Каузальная атрибуция — механизм интерпретации мотивов и причин поступков другого человека.
Коммуникация — обмен информацией между двумя и большим количеством людей.
Коммуникативные барьеры — психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.
Конфликт внутриличностный — состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, наличие противоречащих друг другу интересов, стремлений, целей и потребностей.
Конфликт межличностный — трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей и потребностей.
Конфликтная ситуация — объективная основа конфликта, фиксирующая возникновение реального противоречия в интересах и потребностях сторон.
Монолог — устное или письменное высказывание одного человека.
Монологическая речь — процесс целенаправленного сообщения, сознательного воздействия на людей посредством языка.
Мнемонический прием — любая искусственная методика, используемая для облегчения запоминания.
Невербальное общение — общение с помощью паралингвистических средств передачи информации: громкости речи, тембра голоса, жестов, мимики, позы и т.д.
Обратная связь — сообщения, которые человек посылает в ответ на сообщения другого.
Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией (коммуникация), выработку единой стратегии взаимодействия (интеракция), восприятие и понимание другого человека (перцепция).
Онтогенез — формирование основных структур психики человека в течение его детства. С позиций отечественной психологии основное содержание онтогенеза составляет предметная деятельность и общение ребенка.
Педагогическое общение — многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
Речевая деятельность — деятельность общения между людьми посредством языка и речи.
Рефлексия — механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению.
Роль — понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, которая соответствует занимаемому им положению (роль руководителя, подчиненного и.т.д).
Ролевые ожидания — совокупность ожиданий каждого индивида в отношении как своего собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации.
Самоидентификация — способ усвоения социального опыта представлений о самом себе через подтверждение своей личности со стороны других людей.
Социальная роль — ожидаемое поведение человека, обязывающее его вести себя определенным образом.
Темперамент — совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов а поведения человека, их силу, скорость возникновения, прекращение и изменение.
Убеждающая коммуникация — совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия.
Характер — совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.
Экстраверсия — ориентация личности на внешний мир и других людей.
Эмпатия — сопереживание чувствам, мыслям или установкам другого

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература
1. Ефимова Н.С. Основы общей психологии: учебник. – М.: Форум,2009
2. Свенцицский А.Л. Социальная психология: учебник, электронное издание. – М.: Кнорус,2010
3. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. — Спб.: Издательство «Питер», 2010.
4. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М.2011.
5. Кошевая И. П., Канке А.А. Профессиональная этика и психология делового общения: учебное пособие — М,: ИД «ФОРУМ»: ИНФА — М,2013
Интернет-ресурсы

1. www.gumfak.ru – Электронная гуманитарная библиотека.
2. www.nbmgu.ru/search – Научная библиотека Московского Государственного Университета им. М. В.Ломоносова.
3. www. psyedu.ru — Электронный журнал «Психологическая наука и образование»

Ответить

Ваш email нигде не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>